+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Пдд движение в усдовиях плохой видимости

Содержание

Что это такое недостаточная видимость в ПДД?

Пдд движение в усдовиях плохой видимости

В Российской Федерации ныне работают особые правила дорожного движения. Есть и специальные термины, обозначающие разнообразные явления и объекты. Один из них — это «недостаточная видимость». У нас должно быть чёткое понятие этого термина, а также знания как нужно управлять автомобилем, при какой скорости и т. д.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75. Это быстро и бесплатно!

В разделе 1.2 ПДД, есть немало определений, но один из них мы разберём это — «Недостаточная видимость».  Ухудшение видимости дороги, обусловленное каким-то временным природным или иным фактором. Если, двигаясь по трассе, вы можете рассмотреть дорогу не дальше, чем на 300 м, значит, обозрение более чем недостаточное.

Понятие недостаточной видимости

Недостаточная видимость — это чёткое видение трассы в направлении движения, и менее чем на 300 м. При различных:

  1. Погодных условиях, обладающих определённым периодом времени: зимней позёмкой, тумане, снегопаде, обложном дождике и т. д.
  2. При пожаре — задымление образует недостаточную видимость.
  3. Характер озеленительных насаждений и многочисленных застроек.
  4. Временный период — закат, рассвет.
  5. Геометрические дорожные параметры — вертикальные, горизонтальные радиусы кривых и т. д.

Расстояние 300 м было принято непросто так, а с учётом объективной возможности для остановки быстро сближающихся на встречных полосах машин. Если, например, максимально разрешённая скорость 90 км/ч, а коэффициент сцепления шин с трассой всего 0,30–0,35 это для увлажнённого покрытия.

Действия водителей при этих условиях определяются ещё и пунктами: 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8 Правил. Незнание правил всегда приводит к тому, что водитель не может своевременно заметить встречный автомобиль и сориентироваться в своих действиях.

Пдд при недостаточной видимости

В ПДД про какие-то особые требования не говорится, единственное требование от водителя это — подбирать скоростной режим с учётом:

  • качества дороги;
  • дорожных условий.

Но также прописано, при каких обстоятельствах необходимо включать световые приборы:

  • дальний свет — только вне города и при условии обгона, а когда по встречной линии нет на 150–200 м идущего транспорта;
  • ближний — преимущественно в городе, а вне него только при подъёме;
  • противотуманные фары включают — при густом тумане, снегопаде, моросящем дожде и т. д., задние фары, должны гореть всегда, даже во время остановки.

Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости

Подразумевает приём некоторых мер безопасности, для исключения аварийной ситуации. Для этого и существуют прописанные законом правила, при том в различное время суток и при различных погодных условиях. Если им строго следовать, значит, вы обеспечите свою безопасность и других участников дорожного движения.

Выбор скоростного режима определяется так:

  1.  Скорость движения машины должна быть не больше половины видимости (в метрах), т. е. если при тумане дорога обозревается на 30-м, значит, передвигаться нужно около 15 м. в сек. или 40–50 км/час.
  2. Необходимо учитывать и продолжительность тормозного пути, он конечно будет всегда длиннее на мокрой, обледенелой или заснеженной трассе.
  3. Необходимо соблюдать дистанцию с впереди или сзади идущим транспортом.

При ярком солнце

Яркое солнце часто становится причиной ДТП, потому что ослепляет водителя, уменьшает обзорность, утомляет глаза.

Этого можно избежать, если применять:

  • тонированные очки;
  • кепки с козырьками;
  • тонирование верхней части лобового стекла.

В тумане

Туман способен искажать восприятие реального расстояния и скорости движения. Существенно уменьшает зону видимости для водителя, затрудняя ориентирование.

Вам может показаться, что свет фар едущего навстречу автомобиля ещё очень далека, а он реально будет совсем близко. Туман даже цвета искажает, конечно кроме красного. Недаром светофоры делают красного цвета.

Туман негативно влияет на психику. Вызывает нервное перенапряжение у водителя. А это в итоге приведёт к неверным, необдуманным действиям в управлении автомобилем.

Поэтому при тумане нужно всегда строго следовать правилам дорожного движения:

  1. Включить фары, если есть противотуманные — задействуйте их.
  2. Уменьшите по максимуму скорость движения.
  3. Включить стеклоочистители.
  4. Нельзя осуществлять обгон.
  5. Если стёкла запотели, включите сразу систему отопления.
  6. Можно высовывать голову в окно, чтобы лучше рассмотреть дорогу и при этом нужно всегда прислушиваться к шуму вдалеке.
  7. Возможно использование звукового сигнала, в особенности на загородной трассе.

В дождливую погоду

Нужно быть особо внимательным к скоростному режиму. Потому что, как известно, при увлажнённости дороги сцепление снижается (в 2–3 раза). Значит, вероятность заноса повышается и тормозной путь увеличивается.

Особенно вредит дороге начавшийся дождик — вся пыль, масло с машин, сажа, авторезина начинает растекаться по дороге и создавать на ней скользкую плёнку. Когда дождь смоет её, тогда сцепление с дорогой возобновится.

Поэтому, нужно усилить бдительность, чтобы это могло восполнить плохую дорожную видимость. Автомобиль необходимо вести плавно, без рывков и резких поворотов. Скорость движения всегда должна соответствовать видимости.

В темноте

Особенность темноты — это плохая освещённость или полное её отсутствие. Поэтому, у водителя возникнет 2 опасности: непривычная обстановка и быстрая утомляемость.

В темноте видимость всегда ухудшается, ведь более 80% информации, человек получает именно через зрение. Глазам нужно дать некоторое время, чтобы они привыкли к темноте.

При недостаточном освещении дорога становиться плохо различима.

Побороть немного темноту поможет:

  • выспавшийся водитель;
  • снижение скорости;
  • дальний свет;
  • повышенная бдительность;
  • также нужно следить за состоянием световых приборов — всего одна не горящая габаритная лампа сзади способна зрительно изменить габариты любого транспортного средства, сузив их до полуметра.

В снегопад

Вовремя не расчищенная трасса зимой, имеет повышенную опасность для всех. Но в начале зимы при появлении первого льда и снега опасность удваивается.

Увеличивается число столкновений и наездов, это происходит часто оттого, что водители не подготовились к этому периоду и ещё не приспособились к переменившимся условиями передвижения.

Сейчас дороги обрабатывают реагентами, они, растворяя снег, взамен образуют грязевое месиво, которое летит из-под колёс, залепляя лобовые стекла машин. В результате этого ухудшается обзорность. И даже стеклоомывающая жидкость и постоянно включённые стеклоочистители не всегда помогают.

Скорость движения в условиях недостаточной видимости

Необходимо понижать скорость до безопасного, сообразуясь только с дорожными условиями. Конкретных рекомендаций здесь нет. Выбор скоростного режима всегда будет носить вполне субъективный характер. Человек должен сделать это самостоятельно, руководствуясь опытом и знаниями.

Как увеличить недостаточную видимость?

Это можно сделать с помощью различных осветительных приборов: диодных, противотуманных фар и т. д. Необходимо только позаботиться о других участниках движения, это не должно создавать им дискомфорт.

Есть ли разница между недостаточной и ограниченной видимостью?

Конечно, есть, недостаточная видимость — это результат недостаточного освещения, вызывается всегда природными явлениями.

А ограниченная видимость — это когда обзор ограничивается временным препятствием (транспорт, дорожные работы и т. д.) или природным рельефом (горы, резкие повороты, подъёмы и т. д.). Природный рельеф будет создавать всегда ограниченную видимость, а случайные преграды смогут ограничивать видимость только на некоторое время.

В условиях недостаточной видимости, процесс управления любым транспортным средством будет сопряжён с определёнными сложностями.

Потому лучше с этим разобраться заранее, и при необходимости действовать по правилам.

В каждом конкретном случае водитель должен трезво оценивать обстановку и принимать только правильные решения! Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!


Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Ограниченная и недостаточная видимость: правила движения и их определение по ПДД

Пдд движение в усдовиях плохой видимости

Хорошая видимость — это одно из главных условий безопасного и беспрепятственного передвижения любого транспортного средства. Она обеспечивает необходимый скоростной режим на дороге, а также позволяет безопасно управлять автомобилем. В статье подробно рассмотрены основные типы видимости на дороге согласно ПДД России, а также описано, что можно называть ограничением видимости на дороге.

Какие бывают условия видимости в ПДД

Под термином условия видимости современная редакция правил дорожного движения (ПДД) РФ подразумевает комплекс разнообразных факторов природного и антропогенного характера, обеспечивающих видимость дороги водителем во время передвижения. Существуют всего три их разновидности:

  • оптимальная — водитель транспортного средства в полной мере может различить все препятствие, а также транспортный путь и всю окружающую инфраструктуру на расстоянии 300 м и более;
  • ограниченная — возникает тогда, когда обзор автомобилиста закрывается какими-либо строением или объектом.
  • недостаточная — является результатом постоянного сокращения обзора до 300 м и менее.

Что такое ограниченная видимость

Ограничение видимости подразумевает появление в зоне обзора водителя всевозможных преград искусственного либо природного характера. Их зачастую ассоциируют с разнообразными временными и постоянными препятствиями.

К первым включают движущиеся транспортные средства, пешеходов, ремонтные сооружения и т. д.

Под постоянными подразумевают объекты рельефа местности, здания, инфраструктура, находящаяся по ходу движения транспорт, тип геометрического строения дороги (извилистость, резкие повороты и т. д.).

Главным условием ограниченного обзора, в отличие от недостаточного, является скоротечность явления. Согласно определению ПДД данное явление появляется единожды либо несколько раз.

Это может означать, что плохой обзор возникает как результат преград, не ограничивающих общий обзор, и устраняется мгновенно, по ходу отдаления транспортного средства.

Недостаточный же обзор носит длительный характер, при этом часто общая видимость дороги снижается на определённое время суток до 300 м и менее, что в ходе ограниченной видимости не наблюдается.

Правила движения при ограниченной видимости

Несмотря на то, что в действующей редакции правил дородного движения чётко не описываются основные шаги участников дорожного движения в условиях ограниченной видимости, в некоторых их подпунктах это строго регламентировано. Это, прежде всего, касается взаимоответственности за безопасность на дороге. Для этого вводятся ограничения по движению автотранспортных средств, а также специальные средства защиты.

Световозвращающий жилет для водителя

С марта 2018 года на территории России действует единое правило безопасности для всех водителей. В случае пребывания на дороге вне транспортного средства каждый обязан носить световозвращающий жилет. Это даёт возможность повысить видимость на участке, что в разы уменьшает шансы наезда на водителя прочими участниками движения.

https://www.youtube.com/watch?v=K7iQkxbrA4c

Новая норма обязывает водителя надевать жилет при любой остановке в местах с непредусмотренной для этого инфраструктурой, особенно если к этому привело ДТП, а также поломка авто.

Важно! Световозвращающий жилет должен обязательно соответствовать действующим государственным нормам. Регламентируются они ГОСТом 12.4.281—2014.

Запрет обгона

Последние изменения в правилах дорожного движения резко ограничивают права водителя на обгон во время ограниченной видимости. Это означает, что водитель перед обгоном должен пользоваться не только общими нормами, но и оценивать безопасность такого действия.

Теперь, для безопасного обгона потребуется видеть не только отсутствие преград на противоположной стороне, но и после впереди идущего участника движения.

Поэтому в условиях недостаточной видимости сотрудник ГИБДД будет вправе оштрафовать за небезопасный обгон, даже если это не привело к какому-либо дискомфорту прочих участников движения или возникновению опасной ситуации.

Что такое недостаточная видимость

Недостаточную видимость считают результатом всевозможных атмосферных и прочих естественных явлений (дождь, снегопад, туман, сумерки, тёмное время суток и т. д.), снижающих общий обзор. Она может возникать как в тёмный, так и светлый период суток.

В первом случае недостаточный обзор является следствием зрительных ограничений человека, после того как общая освещённость участка снижается вследствие заката. Во втором становиться следствием всевозможных погодных явлений, густой снегопад, туман или проливной дождь насыщают окружающий воздух множеством мелкодисперсных частиц, которые закрывают обзор.

Кроме того, видимость в таком случае снижается и в ходе загрязнения лобового стекла потоками дождя либо снежными массами.

Ознакомьтесь также с правилами обгона транспортного средства.

Правила движения при недостаточной видимости

Недостаточная видимость более опасна для участников движения. Зачастую она становится причиной большинства аварий, в том числе и с тяжёлыми последствиями.

Именно поэтому в ПДД строго регламентированы действия на дороге в ряде случаев, способствующих плохой видимости.

Для этого было введено как использование специфических технических средств, так и особые нормы поведения.

Использование фар и фонарей

При недостаточной видимости каждый водитель технического средства вне зависимости от степени освещения дороги обязан включить фары ближнего или дальнего света, а на прицепах и буксирующих транспортных средствах габаритные фонари. Во время тумана, снегопада или сильных дождей вместо фар либо в сочетании с ними допустимо включать противотуманные фонари, установленные по ходу направления, а также сзади идущего транспорта.

В городских условиях водители обязаны включать исключительно фары ближнего света.

Дальние должны включаться на дорогах между населёнными пунктами либо если до впереди идущего транспорта наблюдается расстояние более 300 м.

По мере пересечения транспорта с разных сторон передвижения, каждый водитель обязан переключить дальний свет на ближний заблаговременно, не позже чем за 250 м до точки пересечения.

Важно! В случае остановки в условиях плохой видимости фары, габаритные огни и противотуманные фонари выключать запрещено. При этом, сколько бы не было участников движения на дроге, перед выходом из автомобиля водитель обязан надеть световозвращающий жилет.

Обозначение выступающего груза

Под выступающим грузом подразумевают любой предмет, габаритный параметр которого выступает либо не вписывается в объёмы авто и отсеков для перевозки грузов. Для этого они должны выступать сбоку транспорта не менее чем на 40 см, а сзади или спереди, не менее чем на 1 м.

Такие предметы перед началом движения должны обязательно обозначаться специальным знаком «Крупногабаритный груз». Представляет он собой квадрат, с нанесёнными поочерёдно полосами белого и красного цвета, имеющими световозвращающую поверхность.

Помимо этого на краях предмета должны быть установлены и прочие световозвращающие элементы или фонари красного цвета, описывающие его габариты.

Ограничения на прогон животных

Согласно действующим нормам водителям гужевого транспорта, а также погончикам верховых и вьючных животных в случае плохой видимости на дороге запрещено пересекать железнодорожные пути вне отведённых для этого местах, а также любые дороги в тёмное время суток. Исключение составляют только те транспортные пути, на которых предусмотрены специальные тоннели и мосты для прогона животных.

Световозвращатели для пешеходов

С 1 июля 2015 года в законодательство РФ была введена специальная поправка, которая обязала пешеходов носить с собой специальный жилет или любые световозвращающие элементы.

Эта норма касается всех участков дороги, не граничащих со специальным защищающим пешеходов сооружением, а также на транспортных магистралях вне населённых пунктов. Такой предмет должен обязательно находиться в зоне видимости встречного транспорта при движении по обочине либо пересечении дороги.

В пределах населённого пункта эта норма также действует, однако носит только рекомендуемый характер.

Светлое время суток

Под светлым временем суток подразумевается период дня от рассвета до заката, во время которого складываются наиболее приемлемые для движения условия.

Однако часто в данный промежуток суток наблюдаются всевозможные ограничения, приводящие к ограниченному или недостаточному обзору.

Наиболее часто водитель сталкивается ограниченным, при этом во время движения показано пользоваться описанными выше правилами и рекомендациями.

Как упоминалось выше, недостаточный обзор в светлое время суток вызывается снегопадами, сильными дождями либо туманом, при этом действия водителей и пешеходов в этом случае регламентируются общими ограничениями, разработанными для регулирования движения при недостаточной видимости. Исключение приводиться только лишь для водителей гужевого транспорта и погонщиков верховых и вьючных животных. Им разрешается передвижение и пересечение дорог в установленном ПДД порядке.

Недостаточная и ограниченная видимость — это главная причина аварий, а также опасности на дороге.

Именно поэтому каждый водитель вне зависимости от опыта должен обязательно придерживаться всех рекомендаций ПДД по действию в таких ситуациях.

Это касается не только соблюдения скоростного режима, но и обеспечения взаимной безопасности на дороге, которая достигается путём выполнения всего нескольких простых правил.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Условия видимости

Пдд движение в усдовиях плохой видимости

Условия видимости имеют принципиальное значение в деятельности водителя. Они обусловливают выбор скоростного режима, отказ от выполнения различных маневров, использование внешних световых приборов и прочие аспекты движения.

Следовательно, в зависимости от условий видимости должна выстраиваться и работа водителя: лучше видимость – легче водителю. И наоборот!

Правила знают два основных типа видимости дороги и объектов, расположенных на ней:

  • в зависимости от недостаточности освещенности (темное время суток; недостаточная видимость, светлое время суток);
  • в зависимости от ограниченности обзора (ограниченная видимость).

Рассмотрим эти условия видимости и особенности движения в них более подробно.

Темное время суток

Наступление ночи вынуждает водителя использовать световые приборы, предусмотренные конструкцией его транспортного средства. Это, в основном, фары ближнего и дальнего света. Обязанности автолюбителя по их применению мы рассмотрим отдельно. Что же такое «темное время суток»?

Определение из ПДД (п.1.2):

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Понять несложно: темное время суток начинается после того, как солнце скроется за горизонтом и перестанет посылать на Землю даже отблески своих лучей. Закончились сумерки – началось темное время суток. И уже утром темное время суток заканчивается вместе с утренней зорькой.

Если проще, то темное время суток – это темнота, когда ничего не видно без дополнительного освещения! Видимость дороги становится минимальной, и водитель не только обязан, но и просто физически вынужден использовать для движения световые приборы, дающие это самое дополнительное освещение. Требования к использованию таких приборов регулирует специальный 19-й раздел ПДД.

В противном случае возникает угроза не заметить своевременно:

  • пешехода;
  • транспортное средство;
  • какое-то  препятствие на дороге.

А итог традиционен – ДТП.

Поэтому при движении в темное время суток водитель обязан вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы его остановочный путь (необходимое для безаварийной остановки расстояние) был бы обязательно меньше, чем расстояние обычной зрительной видимости. А внешние световые приборы ему в этом основательно помогают.

А иногда, к сожалению, нет!

В условиях темного времени суток водитель должен видеть дорогу, а не двигаться по ней на авось. Это – закон безопасности!

Недостаточная видимость

А как быть с теми случаями, когда, казалось бы, видимость дороги и объектов на ней есть, но адекватной картины из происходящего получить не получается? Когда естественное освещение как бы есть, но его явно не хватает для полной картины восприятия…

В этом случае мы сталкиваемся с недостаточной видимостью, когда водитель тоже (как и в случае с темным временем суток) обязан применять внешние световые приборы (преимущественно фары ближнего и дальнего света).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Как видно из определения, условиями недостаточной видимости могут быть:

1) снегопад (метель, буран и пр.);

2)  туман;

3) дождь (ливень и т.д.);

4) сумерки (утренняя и вечерняя зорьки);

5) прочие условия (смог, дымовые завесы от горящего леса и пр.).

Во всех приведенных примерах ярко прослеживается одно – недостаточный визуальный обзор для безопасного движения транспортного средства.

Вот только насколько сильной должна быть неадекватная видимость дороги, пешеходов, транспорта, препятствий и пр., чтобы указанные условия могли считаться недостаточной видимостью? Правила четко отвечают на этот вопрос.

Критерий недостаточной видимости – 300 метров. Конечно же, начинающий водитель может воспротивиться такому повороту событий и выдвинуть два принципиальных вопроса.

1. Как определить это самое расстояние?

Приблизительно, «на глазок» или с использованием  местных ориентиров. Например, столбов центрального освещения, расстояние между которыми составляет примерно 50 метров.

Подсчитать несложно. А если не получается этого сделать, то лучше перестраховаться и начать выполнять правила движения в условиях недостаточной видимости. То есть включить в требуемом режиме световые приборы. Точно не ошибешься!

2. Что означает «видимость дороги менее 300 метров»? До какой степени должно быть нарушено нормальное визуальное восприятие, чтобы это считалось недостаточной видимостью?

И на этот вопрос есть ответ. Если водитель не может с такого расстояния (напомним! – 300 метров) различить цвет машины, ее форму, смутно видит очертания пешехода, не  идентифицирует объекты на дороге – это недостаточная видимость.

Но, как и в первом случае, — будет более целесообразным и безопасным перестраховаться, подсчитав условия движения недостаточной видимостью. И опять же использовать внешние световые приборы (в соответствии с нормами раздела 19 ПДД).

Ограниченная видимость

Условия видимости могут быть обусловлены не только недостаточностью естественной (солнечной, дневной) освещенности на дороге. Водитель может двигаться и в таких условиях, когда его зрительный обзор закрывают какие-либо объекты, или он двигается по дороге со сложным профилем.

Правила называют такой режим ограниченной видимостью.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Физическое ограничение обзорности – вот критерий ограниченной видимости. Приведем наиболее характерные примеры.

1. Крутой поворот дороги.

2. Участок дороги в самом конце подъема.

3. Расположение объектов, не дающих адекватного обзора (строений и даже транспортных средств).

К сожалению, в ПДД не до конца доработан вопрос, касающийся конкретного расстояния, которым характеризовалась бы ограниченная видимость. Но в самом тексте Правил (в разделе 8, 10, 11, 12) дается ответ: ограниченная видимость – это видимость дороги менее 100 метров.

В условиях ограниченной видимости водителю запрещается выполнять целый ряд маневров (например, обгон, разворот и пр., а также действуют ограничения на остановку и стоянку). Более конкретно мы скажем об этом при комментировании соответствующих разделов Правил.

В условиях ограниченной видимости водителю рекомендуется снизить скорость движения. И понятно почему: од должен видеть участок дороги, на который въезжает, на предмет внезапного появления на нем каких-то объектов (например, препятствий или транспортных средств).

Итоги

Подведем итог рассмотрению вопросов, связанных с условиями видимости.

Видимость дороги с недостаточным освещением (темное время суток, недостаточная видимость) или ограниченным обзором (ограниченная видимость) требует от водителя принятия адекватных мер к тому, чтобы обеспечить максимальную безопасность на дороге и избежать ДТП.

Наиболее действенным выходом в подобных условиях является снижение скорости движения. Это позволит своевременно остановиться даже в случае возникновения внезапной опасности. И, конечно же, предельная внимательность водителя и его концентрация.

Многие водители отмечают, что проверка КБМ по базе РСА позволяет получить скидку при оформлении полиса ОСАГО в случае безаварийной езды в предыдущие годы.

что такое лонжероны автомобиля и почему их сложно восстанавливать после ДТП.

Как рассчитать транспортный налог https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/kalkulyator-naloga-na-avtomobil.html для вашего автомобиля.

Может заинтересовать:

Ограниченная и недостаточная видимость в ПДД

Пдд движение в усдовиях плохой видимости

Добрый день, уважаемый читатель.

В правилах дорожного движения есть два схожих понятия: ограниченная видимость и недостаточная видимость. И хотя они относятся к совершенно разным ситуациям, водители довольно часто путают их между собой.

В этой статье рассмотрены оба перечисленных термина а также ситуации, в которых эти термины применяются.

Что такое недостаточная видимость?

Термин недостаточная видимость расшифровывается в пункте 1.2 ПДД:

“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Говоря простым языком, недостаточная видимость означает, что дорогу плохо видно из-за погоды или времени суток.

Данный термин распространяется на дорожную ситуацию в целом. То есть если водитель проедет по дороге еще сотню метров, то погода и время суток не изменятся и видимость останется недостаточной.

Что такое ограниченная видимость?

Еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

“Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Термин ограниченная видимость также означает, что дорогу плохо видно. Однако в данном случае видимость ограничена чем-то, то есть какими-то объектами на проезжей части или вблизи нее.

Например, на обочине растут кусты, которые своими ветками заслоняют часть дороги.

Данный термин распространяется только на конкретное место, из которого плохо видно дорогу. Если проехать мимо объекта, ограничивающего видимость, то исчезнет и сама ограниченная видимость.

Правила для недостаточной видимости

Поскольку термин недостаточная видимость распространяется на ситуацию в целом, то и связанные с ней правила в основном относятся к использованию световых приборов и световозвращателей, уменьшающих риск наезда на плохо видимый объект.

Световозвращатели для пешеходов

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

В условиях недостаточной видимости пешеходы должны использовать световозвращающие элементы при переходе дороги или движении по ней (по обочине или проезжей части). Вне населенных пунктов световозвращатели являются обязательными, в населенных пунктах их использование рекомендуется.

Световозвращатели для велосипедов и мопедов

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Для велосипедистов и водителей мопедов использование световозвращателей не является обязательным, однако правила все же рекомендуют иметь такие элементы.

Фонари для пеших колонн

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.

Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

В условиях недостаточной видимости организованная пешая колонна должна быть обозначена фонарями (спереди – белым, сзади – красным).

ПДД для организованной пешей колонны

Ограничения на прогон животных

25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

  • прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

В условиях недостаточной видимости прогон животных по дорогам запрещен (кроме прогона по специальным тоннелям или мостам для животных).

То есть все правила для условий недостаточной видимости направлены на то, чтобы сделать объекты на дороге более заметными и уменьшить риск столкновения.

Световозвращающий жилет для водителя

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Пункт 2.3.4 правил говорит о том, что при ограниченной видимости водитель должен надевать одежду со световозвращающими полосами.

При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченная и недостаточная видимость.

Например, водитель находится на проезжей части на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет световозвращающий жилет, то это никак не повлияет на его безопасность, т.к. его все равно не будет видно за поворотом.

Если же водитель наденет куртку со световозвращающими полосами при недостаточной видимости (в тумане), то водители проезжающих транспортных средств смогут заметить его раньше и принять меры для избежания столкновения.

Также можно вспомнить и о том, что выше в тексте этой статьи было обнаружено, что фары, фонари и световозвращатели следует использовать именно в условиях недостаточной видимости.

Дорожные знаки при ограниченной видимости

На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут устанавливаться следующие дорожные знаки:

Примечание. Кроме крутых поворотов существуют и другие места с видимостью менее 300 метров, однако специальными знаками они не обозначаются.

Правила, если видимость небольшая

Существуют также несколько пунктов правил, которые относятся ко всем ситуациям, когда дорогу плохо видно. То есть не имеет значения причина плохой видимости, правила в любом случае должны выполняться.

Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Если водитель совершил вынужденную остановку и автомобиль плохо видно, то он должен включить аварийку и выставить знак аварийной остановки.

Что такое вынужденная остановка?

Разворот

8.11. Разворот запрещается:

  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

Если видимость составляет менее 100 метров, то разворот запрещается.

Где можно выполнить разворот?

Скорость

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При выборе скорости движения водитель должен учитывать видимость в направлении движения. То есть в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью имеет смысл снизить скорость.

Очень часто причиной ДТП становится тот факт, что водитель не снижая скорости въезжает в туман или дым и врезается в неподвижное препятствие.

Остановка и стоянка

12.4. Остановка запрещается:

  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

Также как и разворот, в местах с видимостью менее 100 метров запрещаются остановка и стоянка.

Где запрещена остановка и стоянка?

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что правила составлены таким образом, чтобы исключить дорожно-транспортные происшествия в условиях, когда дорогу плохо видно.

Если видимость ограничена из-за погоды, то ПДД предлагают использовать световые приборы и световозвращатели. Если причина плохой видимости – особенность конкретного участка дороги, то правила предлагают отказаться от опасного маневрирования.

Ну и в любом случае, если дорогу видно недостаточно хорошо, то будьте внимательны и осторожны.

Каким образом вести себя правильно на дороге в условиях недостаточной и ограниченной видимости

Пдд движение в усдовиях плохой видимости

Внешние факторы на дороге, например, погодные или сезонные, зачастую играют немаловажную роль. Они оказывают влияние на условия видимости объектов. Во время эксплуатации транспорта нельзя ими пренебрегать.

Что означает недостаточная видимость

Бывалые автомобилисты нередко сталкивались с условиями, в которых существенно падает обзорность дорожной обстановки. Это может происходить как по причине образовавшихся туманов, сильных дождей либо чрезмерно слепящих солнечных лучей.

Водителю не удается четко различить предметы или людей в нескольких десятках или сотнях метров. Подобные условия описаны в Правилах дорожного движения. Поэтому, разбираясь, что для автомобилистов означает такой важный термин, как недостаточная видимость, необходимо обратиться к ПДД.

Важно! Недостаточная видимость на дороге – это период тёмного времени суток, потому что реальная обзорность зависит от работы установленных на транспорте световых приборов.

Без дополнительной помощи или приспособлений водителю не удается различать формы движущихся по дороге объектов. Не всегда очевидно, где имеется силуэт пешехода, а где иной образ. В подобных обстоятельствах рекомендуется существенно снизить скоростной режим, а для того, чтобы быть более заметным для остальных, стоит включить аварийную световую сигнализацию.

Движение в условиях недостаточной видимости

К условиям, характеризующимся как недостаточная видимость на дороге, относятся временные явления. Они блокируют обзорность далее 300 метров от авто. Одним из факторов являются сумерки.

Сумеречным периодом называется время, когда солнце только оказалось за горизонтом. При этом еще сохраняется хорошая видимость на дальнее расстояние без включения фар. Соответственно сумерки могут быть ночными и дневными.

Во время дождя

Начинающие водители могут считать, что дождь опасен для транспорта тем, что снижает сцепление колес с дорогой. В отдельных случаях мокрое полотно понижает коэффициент до 2 раз и более, что существенно увеличивает тормозной путь. Из-за аквапланирования происходит множество аварий.

Также осадки в виде дождя или снега понижают видимость дорожной обстановки для водителя. Ограниченная обзорность не должна стать для автомобилиста неожиданностью. Важно заранее настроиться на то, что во время непогоды нужно менять поведение за рулем.

Даже если встречное авто залило водой из лужи или потока на дороге лобовое стекло, нельзя резко тормозить или делать внезапные маневры. Стоит выполнить ряд мероприятий:

  • сразу включаем очистители стекла;
  • плавно снижаем нагрузку с педали газа;
  • при необходимости переходим постепенно на пониженную передачу или включаем аварийку, что даст понять водителям вокруг о ваших сложностях в управлении машиной.

Как только видимость восстановится, выключайте аварийную световую сигнализацию, но увеличивать скорость не стоит. Мокрые колодки не смогут качественно выполнить свою работу.

При тумане

Вождение в тумане требует более высокого профессионализма от автомобилиста, чем езда в дождь. Такие погодные условия создают потенциально высокоаварийную ситуацию на пути. Ежегодно в таких ДТП гибнет и калечится множество людей.

Негативными факторами тумана являются:

  • существенно снижается зона видимости;
  • формируется обман зрения;
  • затрудняется ориентирование на местности;
  • отсутствует возможность просчитывания расстояний до объектов.

Такая погода формирует искаженное восприятие предметов и транспорта. Рассчитать скорость движущегося попутного или встречного автомобиля практически невозможно. Происходит искажение цветов (кроме красного спектра). Это делает наиболее видимыми красные машины.

Высокая концентрация и напряжение выматывает водителя, что может стать причиной совершения ошибок. Вглядываясь во мглу, устают быстро глаза, особенно, когда на машине отсутствуют более приспособленные для ситуации противотуманные фары. Дальний в такой ситуации оказывается абсолютно бесполезным.

Правильным является следующее поведение:

  • важно снизить скорость на столько, чтобы она была в 2 раза меньше значения видимости в метрах, например, для обзорности 40 м., нужно ехать не быстрее 20 км/ч;
  • водитель должен суметь затормозить в пределах видимости;
  • включен должен быть ближний и противотуманки;
  • обязательно работают «дворники» на лобовом стекле и обогрев заднего;
  • если видна разметка, то нужно ехать близко к ней, а не к обочине;
  • можно наклонить голову вперед или при необходимости высунуть ненадолго из окна;
  • боковое окно желательно держать открытым, чтобы иметь возможность услышать шум приближающегося мотора чужого авто;
  • можно периодически за пределами города подавать звуковой сигнал.

Не стоит существенно уменьшать дистанцию с передней машиной в тумане. Также ненужно светить ей агрессивно сзади, а лучше притушить фары. Категорически недопустимо останавливаться на проезжей части, а важно максимально с нее убрать транспорт, когда требуется парковаться. Совершать обгон в подобных условиях вряд ли уместно, так как что-либо выиграть не удастся.

При ослеплении солнцем

Одним из факторов на дороге, оказывающим негативное влияние на обзорность, является яркое солнце. Чрезвычайно большая яркость понижает концентрацию внимания и негативно сказывается на обзорности.

Проблемно ехать навстречу закату или рассвету. Также усугубляет ситуацию в нашем климате обилие снега вокруг. Глаза быстро устают от напряжения, и это сказывается на состоянии водителя.

Резкий переезд в тень не дает быстрого улучшения, а наоборот, создает кратковременный эффект ослепления, когда теряется вовсе видимость при перенастройке зрения. У водителя в солнечный день из-за напряжения может теряться концентрация и сосредоточенность, поэтому он не всегда замечает дорожные знаки или не видит сигнал светофора.

Желательно правильно пользоваться козырьком, расположенным перед лобовым стеклом. Эта деталь интерьера также во всех машинах поворачивается, закрывая глаза от ослепления сбоку.

Под влиянием иных погодных явлений

Внезапный снегопад может сопровождаться метелью. Снежинки дольше находятся в воздухе, чем капли дождя, поэтому могут создавать барьеры видимости. Это повышает риск возникновения аварий на трассах.

Применение химических средств, разрушающих снег на дороге, приводит к образованию грязи. Из-под колес она летит на лобовое стекло в виде агрессивной взвеси. В вечернее время подобные ситуации создают трудности для автомобилистов.

Сумеречный период суток оказывает влияние на скорость внимания. У водителя замедляется реакция, так как глаза перестраиваются на новую окружающую обстановку.

Чем недостаточная видимость отличается от ограниченной

Чтобы правильно себя вести на дороге и соблюдать ПДД, каждый водитель обязан знать, что по Правилам означает используемый всеми термин «ограниченная видимость». Благодаря этому не только улучшается знание законодательства, но и повышается безопасность автомобилистов.

Ограниченная видимость по действующим ПДД для водителя проявляется в ограничении поля зрения окружающим ландшафтом, строениями, растительность, дорожными изгибами.

Фактически подобная видимость не зависит от текущего времени. Водитель должен придерживаться рекомендованного ограничения скорости на подобных дорожных участках.

Кроме этого при движении определены запреты на развороты или обгонные маневры.

В значении обзорности нет разницы по сезону или времени суток, что отличает его от других понятий. Стоит дополнительно учитывать обязательства, накладываемые на водителей за пределами города. Чтобы повысить видимость, которая может быть недостаточная даже днем в пасмурную погоду, всех обязуют включать ближний свет либо ходовые огни, чем стремятся снизить аварийность.

Способы увеличения видимости

Ограниченная обзорность по правилам не урегулирована жестко. Водителю дается некоторая свобода действий. Важно правильно воспользоваться имеющимися в машине вспомогательными приборами.

Повысить видимость помогают хорошо отрегулированный ближний свет и включенные противотуманки. Дополнительно рекомендуется включать задние противотуманки, чтобы улучшить видимость себя. Скоростной режим нужно выбрать оптимально-минимальный.

Не стоит уменьшать дистанцию между машинами, так как это не только скажется на безопасности, но и на обзорности. Если пришлось остановиться, то обязательно съезжайте в сторону с пути, а при выходе из машины нужно быть одетым в жилет со светоотражающими элементами.

В машине включайте обдув переднего стекла, чтобы не создавался конденсат. Снаружи поверхность должны обрабатывать резиновые щетки дворников. Придерживаясь правильно скоростного режима, необходимо держаться середины полосы.

Заключение

При плохой видимости или обзорности водитель должен приложить максимум усилий, чтобы обеспечить безопасность пассажирам и остальным участникам дорожного движения. Не стоит расслабляться, обгонять машины, двигаться задним ходом. Важно быть готовым к любым неожиданностям на пути.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.