+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Суффиксы 2 класс упражнения

Содержание

Суффиксы 2 класс упражнения

Суффиксы 2 класс упражнения

Упражнение 3. Перепишите примеры, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с существительными, к которым они относятся. Выделите окончания. 1) В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный звон.

2) Егерь заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. 3) Слух о пожаре быстро разнесся по (окрестный помещичий) усадьбам.

4) Во дворе слышался гул (ребячий) . 5) Удивительных пернатых увидели мы на (птичий) базаре. 6) Веселое оживление царило в (рыбачий) поселке.

7) В его взгляде было какое-то беспокойство, изобличавшее (внутренняя) борьбу эмоций.

8) (Раннее летнее) утром альпинисты начали восхождение на (ближняя высокая) гору. Упражнение4. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -ев-, -ив-, -лив-, -чив- от приведенных ниже слов. Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, ненависть, вече, край, доля, ливень, выносить, терпеть, надоедать, плющ, уступать.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы.

Сайт преподавателя литературы — Миллер Евгении Андреевны

Обозначьте суффиксы и окончания.Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 3. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам?

Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь. Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.1.

На перекресток из-за рощ.цы колон.а выползет большая.

Мадон.а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ.к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.).

Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек. Упражнение 3. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам?

Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах? Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь. Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ.цы колон.а выползет большая. Мадон.а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.).

2. Стекольщ.к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.).

Урок русского языка по теме «Что такое суффикс.

Роль суффиксов в речи». 2-й класс

Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Задачи:

  1. актуализировать знания учащихся о частях слова;
  2. узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
  3. способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
  4. создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

  1. способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез)
  2. способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

Самостоятельная работа по теме «суффикс» 2 класс (2 четверть)

Выделите суффикс.кот – котикёж — _____________________зонт — ___________________карандаш — _______________лист — ____________________нож — ____________________Добавьте суффиксы –ОНОК-, -ЁНОК- к словам.

Выделите суффикс.Иван – Иванушкагоре — ________________________поле — ________________________заяц — ________________________голова — ______________________няня — ________________________Добавьте суффикс –ТЕЛЬ- к словам.

Урок русского языка 2 класс тема «суффиксы»

3.

Слово – серебро, молчанье – золото. 4. Старый друг лучше новых двух.

5. По секрету всему свету. 3.Словарную работу мы проведём в форме игры «Разгадай загадку». А)Сидит девица в темнице, А коса на улице.

Б)Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява.

Кто любит щи — Меня в них ищи. В)Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят Круглые ребятки.

Осенью пришла беда Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки.

Что мы можем сказать про эти слова?

-они однокоренные, потому что имеют одинаковый корень.

Значение суффиксов 2 класс

Познавательные: Об-ся учатся строить свои высказывания, формулировать проблему; Регулятивные: определить цели, планировать свою деятельность, уметь оценивать; Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество; Личностные: уметь оценивать себя и своих товарищей.

Тип урока: урок изучения нового материала. Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия I.

Организа-ционный этап. Самоопределе-ние к деятель-ностиПриветствие Что видите на слайде? Назовите значение слов? Найдите общий корень слов.

Найдите различия между слова школа и школьник Как вы думаете, как мы обозначим эту часть слова? (на доске схема ) Сформулируйте тему рока.

Sokolieds.ru

В остальных случаях -ечк-, -енк- Уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- пишутся всегда с ь.

Суффикс -оньк- пишется после твердых согласных, а -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и после гласных. Исключение: паинька, баиньки, заинька.

Суффиксы, придающие слову пренебрежительное значение, пишутся без ь.

сапожок, петушок, сучок; ушица, лу- хлебец, жица: письмецо, пальтецо, но: креслице, маслице; луковица — луковичка, рукавица — рукавичка, соломина— соломинка, горошина — горошинка, завалина—зава линка: но: семечко, кошечка, Зоечка, черкешенка кисон ька, лисонька, полосонька, козояька, детон ька, но: маменька, Петенька, рученька, ноженька , М ишенька, Зоенька: Суффиксы Правило -ышк-, -ушк-, -юшк- -ин-а, -изн-а, -ин, -ств-о -ет-а, -есть, -еств-о Примеры Суффикс -онк- пишется после шипящих под ударением, после остальных согласных пишется -енк- От слов на -ня уменьшительные существительные образуются путем прибавления к основе род.

Откр. Урок 2 класс суффиксы

Оборудование:-ноутбук, проектор, презентация к уроку;-карточки для индивидуальной работы и работы в парах;-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению (1 часть, автор Л.А.

Ефросинина);-справочник по литературному чтению «Книгочей»;-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов. I. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Организационный момент.- Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок.- Проверьте готовность к уроку.

-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре) -Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

Значения суффиксов

Суффиксы 2 класс упражнения

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением -ищ-арбузище, жарища, домище
слова с уменьшительно – ласкательным значением -к-полянка, свинка
 -ик-, -екпаровозик, мячик, орешек
 -чик-стульчик, телефончик
 -ок-дымок, кузовок
-очк-козочка, улочка
 -онк- (-ёнк-)девчонка, головёнка
-енк, -инк-пушинка, снежинка
 -оньк- (-еньк-)берёзонька, Коленька
-ышк-, -ишк-гнёздышко, пальтишко
-очек-, -ечек-листочек, цветочек, человечек
-ушк- (-юшк-)бабушка, хозяюшка
слова со значением пренебрежения, презрения-ишк-умишко, городишко
детёныш, детёныши-онок- (-ёнок-)медвежонок, котёнок
-ат- (-ят-)медвежата, котята
слова со значением единичности-ин-фасолина, виноградина
слова со значением единичности и уменьшительности-инк-травинка, росинка
предмет-ник-парусник, решебник
-ниц-вафельница, сахарница
-тель-проигрыватель, двигатель
название признака, свойства-ость-, -есть-честность, верность, горесть
-от-чистота, долгота, красота
человек и его деятельность, характеристика, профессия-ак- (-як-)рыбак, бедняк, остряк
-ец-хитрец, мудрец, певец
-ист-гитарист, каратист
-ник-охотник, помощник
-чик-заказчик, красавчик
-щик-гонщик, кабельщик
-тель-строитель, повелитель
лицо женского полачемпионка, артистка
-ниц-помощница, писательница
-ш-секретарша, музыкантша
название жителя города, местности, страны-ак- (-як-)пруссак, сибиряк
-анин- (-янин-)горожанин, римлянин
-ец-эстонец, итальянец
-ич-москвич, пскович

Основные суффиксы имён прилагательных

свойственный чему-либо,относящийся к чему-либо,состоящий из чего-либо,имеющий что-либо-н-грибной, смешной
-ан-кованый, песчаный
-ин-пчелиный, крысиный
-онн- (-енн-)порционный, утренний
-лив-талантливый, сметливый
-ов-гороховый, садовый
-ск-апрельский, покровский
-ат-горбатый, волосатый
слова с ласкательным значением-еньк-светленький, веселенький
-оньк-мягонький, плохонький
обладающий малой степенью признака-оват-шероховатый, сероватый
имеющий что-либо в большом количестве-ист-голосистый, когтистый

Основные суффиксы глаголов

значение действия-а-писать, читать
-е-смотреть, краснеть
-и-приходить, светить
значение длительного, повторяющегося действия-ива- (-ыва-)проговаривать, дочитывать
значение однократного, законченного действия-ну-свернуть, прыгнуть
находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности-ова- (-ева-)торговать, танцевать

Основные суффиксы наречий

-е-трескуче, ужасающе, тягуче, вкратце
-о-весело, насухо, шумно, прилежно
-и-героически, отечески, страдальчески
-а-издалека, свысока, издавна, слева

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Окончание

Основа слова

Корень и однокоренные (родственные) слова

Приставки и их значения

Суффикс

Морфемный разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 65, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 94, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 59, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 87, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 120, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 130, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 248, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 1, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 9, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 180, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 192, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 193, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 29, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 173, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 163, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 36, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 135, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 266, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 275, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 104, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 8, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 122, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 156, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 280, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 287, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 45, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 161, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 196, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 67, Полякова, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 106, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 108, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 139, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 283, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 171, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 461, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 608, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 27, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 147, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 200, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 223, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 83, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 502, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 18, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 116, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 142, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 58, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Дидактический материал по русскому языку. Задания по выделению суффиксов и приставок

Суффиксы 2 класс упражнения

Задания по выделению суффиксов

Упражнения на выделение суффиксов в словах способствуют обогащению теоретических знаний о суффиксах; развитию речи учащихся в связи с особенностями функционирования суффиксов; формированию

учащихся навыков правописания суффиксов в зависимости от характера орфограмм.

1. Распределите слова на 3 группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.

2. Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Запишите оставшиеся слова, выделите суффикс.

а) рыбка, дубок, горка, норка;

б) тракторист, пианист, танкист, печник;

в) полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;

г) хвостище, глазоньки, усище, когтище;

д) шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;

е) толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

3. Образуйте и напишите слова- названия детёнышей.

Аист – … . Олень – …. .

Лось – … . Гусь – … .

С помощью какого суффикса образованы эти слова. Выделите суффикс.

4.Прочитайте имена прилагательные к словам: 1) песня, 2) ветер, 3) поле.

  • Весёлая, задорная, тихая, солдатская, туристская, тоскливая.
  • Сильный, слабый, порывистый, штормовой, холодный, тёплый.
  • Кукурузное, ржаное, большое, картофельное.

Выпишите только те прилагательные из каждой группы, в которых есть суффикс. Выделите суффиксы.

  1. Песня – …, …

  2. Ветер – …, …

  3. Поле – …, …

5. Запишите данные слова без суффиксов. Выделите корень и суффикс:

стаканчик – … карасик -…

дворик – … ленив – …

Широкие возможности для истинного словотворчества и предупреждения ошибок на этом пути даёт работа по образованию слов с суффиксами. Выполняя морфемный разбор различных слов ученик видит большое количество суффиксов, участвующих в образовании новых слов. Делается вывод, что разные суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.

Словообразовательную работу важно органически включать в содержание уроков. Перед нами была поставлена задача: расширить круг практических словообразовательных упражнений при изучении разных частей речи. Использовались разнообразные виды словообразовательных упражнений.

Например:

  • При изучении суффиксов имён существительных.

Задание. Назовите музыкантов, играющих на перечисленных музыкальных инструментах. Во вновь образованных словах выделите суффикс –ист-

на гитаре – … на виолончели – …

на аккордеоне – … на балалайке – …

на гармони – … на трамбоне – …

на флейте – … на трубе – …

на арфе – … на барабане – …

на скрипке – … на органе – …

  • При изучении суффиксов имён прилагательных.

Задание. Замените словосочетания именами прилагательными или сочетаниями существительных с прилагательными. В прилагательных выделите образующие суффиксы и определите их значения.

Слегка жёлтый, чуть-чуть горький, немного грубый, слегка жидкий, чуть-чуть синий, слегка сладкий, слегка рыжий, немного тесный. Покрытое тиной (дно озера), часто образующая извилины (река), сложенная из брёвен (изба), кофта из плюша, рубашка из фланели, сарафан из ситца, вода из ключа, суп из щавеля.

  • При изучении глагольного словообразования.

Задание. Назовите одним словом – глаголом. В глаголах выделите образующие суффиксы.

Выполнять работу плотника, выполнять столярные работы, вести секретный разговор, представляться важным, быть жадным; есть завтрак, ужин.

Задания на выделение приставок.

1. «Кто больше?» Продолжите ряды слов.

Обработать, обколоть, … …

Отвести, отчистить, … …

Надрезать, надколоть, … …

Подставить, подгореть, … …

Сломать, столкнуть, … …

Перевозчик, пересчитать, … …

2.Раскройте скобки, допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки ПРИ-, С-, НА-, В-, ОТ-. Выделите приставки.

Подарок.

Моему брату в подарок можно (мастерить) скаковую лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или каким-нибудь старьём. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы – «глаза». Из тесёмки (делать) уздечку. Получилась прекрасная лошадка.

3.Подберите к словам левого столбика противоположные по смыслу

слова из правого столбика. Составленные пары напишите, выделите в

них приставки.

приблизился одевается

загрустил понизил

побледнел почернел

побелел покраснел

повысил развеселился

раздевается удалился

4.Используя приставку С- и приставки, оканчивающиеся на З(С),

составьте пары слов, чтобы показать разницу в правилах, которым

подчиняется их написание.

дать – ра…дать,

ра…говориться – …говор,

ра…бег – …бежать,

жить (со свету) – ра…житься,

писать – ра…писка,

и…вестие – …ведения.

Суффиксы имен существительных

Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (в словах с основой на мягкий согласный пишется суффикс -юшк-), например: зернышко (ср.: зерно), горюшко (ср.: горе).

Солнышко, соловушка, кормушка, совушка, головушка, ягодка, теремок, кирпичик, кенгурёнок, листок, морозушко. Добавьте суффиксы –УШК-, — ЮШК — к словам.

В словах мужского и женского рода пишется суффикс -ушк- (-юшк-), например: соседушка (ср.: сосед), дядюшка (ср.: дядя), головушка (ср.: голова), тетушка (хотя тетя). Примечание. Следует запомнить написания катышек, клинышек, краешек, пупырышек, хлебушек, а также допустимые параллельные написания: воробушек и воробышек, камушек и камешек.

7. В существительных, являющихся названиями лиц по роду их занятий, суффикс -чик- пишется после согласных д, ж, з, с, т, а после остальных согласных — суффикс -щик- например: объездчик, перебежчик, извозчик, подносчик, переплетчик; банщик, наборщик.

Рекомендуем прочесть:  Окпо кольцо стальное

Примечание. В иноязычных словах после т возможен и суффикс -щик: асфальтщик, ремонтщик и др.

Упражнение 149. От приведенных слов образуйте имена существительные с помощью указанных суффиксов и сочетаний.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Суффиксы 2 класс упражнения

Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.

Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик — в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).

Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек — замочка, ключик — ключика).

Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:

  • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

Суффикс -иц- пишется:

  • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц— (нянечка, лукошечко, Танечка).

Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк-. Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина — соломинка, рябина — рябинка).

 Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня, у которых в Р. п. мн. ч.

не пишется на конце мягкий знак (блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

2. Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит-. Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения: милостивый, юродивый.

Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов-, без ударения — суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).

Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).

Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий — резок, низкий — низок);
  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец — ненецкий, казак — казацкий, ткач— ткацкий). Исключения: узбек — узбекский, Углич — угличский).

Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега — онежский).

3. Правописание суффиксов глаголов

  1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть — видел, облегчить — облегчила, принять — приняло).

  2. В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую — рисовать).

  3. Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать — раздумываю, заканчивать — заканчиваю).

4. Правописание суффиксов наречий

Наречия с приставкой в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют суффикс (вправо, затемно, набело), а наречия с приставками до-, из-, с- суффикс (дотемна, изредка, справа, исключение — досрочно).

На конце наречий после шипящих без ударения пишется суффикс , под ударением — суффикс (умоляюще, хорошо, исключение — ещё).

Конспект урока «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)».

Раздел «Орфография»

Следующая тема: «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».

Урок русского языка во 2 классе на тему «Суффикс»

Урок русского языка во 2 классе Тема: Суффикс как часть слова. Цели урока: 1) познакомить уч-ся с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.

2) упражняться в составлении слов по схемам; 3) подготовить уч-ся к теме «Разбор слова по составу»; 4) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь; 5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи. Оборудование: учебник 2 класса С.В.Иванова, интерактивная доска, проектор, карточки-конверты, ножницы Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствую вас на уроке русского языка.

Слайд Чтобы все у нас сегодня получилось, какие качество нам пригодятся?

Кто будет вашим помощником на уроке?

Какие опасные места

Урок во 2 классе «Суффиксы»

Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов МБОУ « Гимназия № 17» Факеевой Е. В. 2 класс. УМК Начальная школа «XXI век».

Тема урока:Значениясуффиксов.Цель урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.

Задачи урока: предметные-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;-углублять представления о значении суффикса в слове;-обогащать словарный запас учащихся; метапредметные-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле. Оборудование:-ноутбук, проектор, презентация к уроку;-карточки для индивидуальной работы и работы

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме: разработка урока по русскому языку во 2 классе «Состав слова.

Суффикс».

10.11.2014 — 10:49 — разработка урока по русскому языку во 2 классе «Состав слова. Суффикс». ВложениеРазмер 43 КБ 11.54 КБ 13.08 КБ 10.71 КБ 165.2 КБ 11.28 КБ 1.

33 МБ Пояснительная запискаАвтор материала (ФИО) Давыдова Наталья АнатольевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета) Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ « Суховерковская СОШ», Тверская область,Калининский район, пгт Суховерково.Название материала Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.

Класс (возраст) 2 классУчебный предмет Русский языкНазвание учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурсУМК «Перспективная начальная школа», Н.А.

ЧураковаВид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) Разработка урока с презентациейТехническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Урок по русскому языку на тему «Значение суффиксов» (2 класс)

Начальная школа XXI века, Н.Ф.

Виноградова Класс: 2 «В» Тема урока: «Значение суффиксов».

метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД): регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу, развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; познавательных –умение ориентироваться в учебном материале, умение делать выводы в совместной работе,

Урок русского языка на тему «Суффикс» (2 класс)

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе на тему «Суффикс» Подготовила учитель начальных классов КГУ «ОСШ №27 г.Темиртау» Гончарова Елена Владимировна Темиртау-2020 год Конспект открытого урока русского языка во 2 классе Сквозная тема: Моя школа. Школа: 27 Дата: 30.11.2020 ФИО учителя: Гончарова Е.В.

Класс: 2 «Д» класс. Количество присутствующих: отсутствующих: Лексическая тема: Береги школьные вещи! Тема урока: Суффикс. Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): 2.1.4.

1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других 2.2.4.2 определять художественные и нехудожественные тексты (стихотворение, рассказ, статья) 2.3.7.

5 определять значимые части слова; писать слова с суффиксами -оньк-, -еньк- и употреблять их в речи Развитие навыков: 1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.