Узбекистан в таможенном союзе или нет

Содержание

Чем обернется для Узбекистана вступление в ЕАЭС

Узбекистан в таможенном союзе или нет

Узбекистан прорабатывает вопрос вступления в ЕАЭС, об этом решении заявил президент республики Шавкат Мирзиёев. Таджикистан же, разработав документ о вступлении, взвешивает плюсы и минусы решения, отложив окончательный ответ до 2030 года

ДУШАНБЕ, 8 окт — Sputnik. Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев объяснил для Sputnik Узбекистан, какие позиции сможет укрепить Узбекистан, если вернется в Евразийский экономический союз.

Чем важен Узбекистан для ЕАЭС?

Решение президента Шавката Мирзиёева проработать вопрос о присоединении Узбекистана к ЕАЭС вытекает из логики торгово-экономического и политического взаимодействия Ташкента со своими партнерами.

Более того, даже технически оно не является неожиданным или сиюминутным.

Способы взаимодействия с ЕАЭС для Ташкента всплывали ранее по объективным причинам: Россия и Казахстан — два наиболее значимых торговых партнера, которые формируют ядро таможенного и экономического пространства (на долю ЕАЭС приходится до 30% торговли Узбекистана).

Напомню, что после переговоров Владимира Путина и Шавката Мирзиёева в Ташкенте в октябре прошлого года президенты двух стран отправились в Казахстан в город Сарыагаш, где провели неформальную встречу с Нурсултаном Назарбаевым. Возможно, уже тогда вопрос взаимодействия с ЕАЭС был в центре внимания.

Аршинов рассказал о том, что получит Узбекистан от сотрудничества с ЕАЭС

Темы тарифов и гармонизации законодательства — постоянная повестка саммитов СНГ, в которых Шавкат Мирзиёев еще в должности премьер-министра принимал активное участие. Узбекистан стоял у начала первой фазы евразийской интеграции, являясь членом ЕврАзЭС. В начале 2000-х модель единого таможенного и экономического пространства только прорабатывалась, и тот опыт был не вполне удачным. 

За последние годы ЕАЭС стал мощным региональным объединением с огромными перспективами развития и фактической интеграции в глобальную экономику посредством сети соглашений о зонах свободной торговли.

Узбекистан для укрепления своих позиций не может оставаться в стороне от этих процессов.

Членство в ЕАЭС — не только возможность как минимум держать руку на пульсе, но главное — это доступ к влиянию на объединение изнутри: Узбекистан не та страна, которую можно игнорировать при принятии важнейших для Евразии экономических решений.  

Лихачева рассказала, от чего зависит вступление Таджикистана в ЕАЭС

Плюсы получают все участники процесса интеграции. В случае позитивного решения Ташкента, для Москвы меняется экономическая конфигурация постсоветского пространства.

Напомню, что в рамках ЗСТ СНГ Узбекистан для России является второй после Украины страной по объему товарооборота. Ядро взаимодействия переходит в Центральную Азию.

В октябре прошлого года между Москвой и Ташкентом было подписано в общей сложности более 800 документов с суммой контрактов более $27 млрд долларов: от производства тракторов до атомной промышленности.

Центральная Азия остается для РФ в среднесрочной перспективе источником сырья, сбыта готовой продукции, кадровым резервом и платформой для промышленной кооперации. 

Ковалев о вступлении Узбекистана в ЕАЭС: плюсов больше, чем минусов

Не будем забывать, что Узбекистан не только поставляет фрукты и овощи. «Узавтомоторс» возобновил продажи автомобилей Ravon в России, в планах довести продажи в 2020 году до 34 тыс. автомобилей. Это только один из примеров возможностей единого пространства.

Самая увлекательная часть евразийского проекта начнется, когда участники сумеют выбрать пилотный проект для транснациональной промышленной корпорации по типу европейских концернов.

Одним из подобных вариантов может стать производство беспилотной сельхозяйственной уборочной и посевной техники. Кроме того, возможно использование узбекских предприятий в сборке элементов для российских проектов в авиастроении (двигатель ПД-14, самолет МС-21).

Это все реальные, обсуждаемые вещи, учитывая заделы Ташкента еще советских времен.

Какова стратегия?

Давайте вспомним предложение Владимира Путина, впервые высказанное на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в 2016 году, — подумать о создании «Большого Евразийского Партнерства» с участием ЕАЭС, а также стран, с которыми у РФ сложились тесные отношения — Узбекистан, Китай, Индия, Пакистан, Иран, плюс партнеры в СНГ. Исследование Ташкентом опыта ЕАЭС лежит как раз в этом контексте.

Здесь важна институциональная стыковка, которая может происходить в несколько этапов: снижение тарифов и определение графика создания ЗСТ, создание комплексного механизма сотрудничества, который бы включал всю Евразию.

Страны ЕАЭС начнут платить мигрантам пенсии: как это будет происходить

Ключевыми областями российско-узбекистанского сопряжения, скорее всего, будут социальная, таможенно-экономическая экономическая база ЕАЭС и масштабные проекты по линиям транспортной логистики; сотрудничество в различных сферах производства; развитие туризма, образования, медицины, в сфере культуры; взаимодействие по энергетическим вопросам; сотрудничество в области сельского хозяйства; развитие электронной коммерции; и, конечно, региональная безопасность.

Таким образом, квазиинтеграция Узбекистана и ЕАЭС — это реальность, уже наблюдаемая во множестве сфер, и данная тенденция будет набирать обороты в предстоящее десятилетие.

Узбекистан в таможенном союзе или нет

Узбекистан в таможенном союзе или нет

Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика. Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.

Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза.

Затем, в 1995 году, было заключено

Узбекистан в ближайшее время не будет вступать в Евразийский союз

И мы работаем с ними в рамках этого соглашения. Кроме того, у Узбекистана с каждой страной соглашения есть и двусторонние договоренности.

Поэтому то, что не решается в рамках СНГ, можно решить на двусторонней основе.

Я не думаю, что Узбекистан в ближайшее время будет вступать в ЕАЭС, потому что, как показывает практика, и там есть внутренние противоречия между его странами-участницами. Это не очень хороший пример для Узбекистана.

Точка зрения официального Ташкента высказана министром иностранных дел Узбекистана А.

Камиловым, который сказал, что

«вступление в ЕАЭС не является приоритетом для Узбекистана»

. — До 2017 г.

Таможенный союз ЕАЭС

Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

[13] В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].

Узбекистан и ЕАЭС: вступление исключено, но торговать можно — эксперт

и прихода к власти президента Шавката Мирзиёева домыслы различных экспертов и СМИ о том, что с приходом нового президента возможна смена приоритетов и принципов внешней политики Узбекистана, были пресечены четким и однозначным заявлением министра иностранных дел Абдулазиза Камилова о том, что «Узбекистан не будет вступать в ОДКБ и Евразийское экономическое сообщество» в июле этого года.

— Теоретически какой положительный эффект для экономики Узбекистана могло бы дать вступление в ЕАЭС? — Несомненно, в силу наличия серьезных торгово-экономических связей Узбекистана со странами ЕАЭС, вступление (гипотетическое) создаст определенные возможности для страны, в частности, возможности свободного перетока рабочей силы в рамках ЕАЭС.

Это довольно значимо для Узбекистана, который является страной-источником трудовой миграции, в то время как Россия и Казахстан являются двумя основными странами-реципиентами рабочей силы из Узбекистана.

Таможенный союз

С его образованием сформировался общий рынок с населением более чем 17 млн человек и совокупным ВВП почти в $3 трлн.

Со 2-го января 2015 г. полноправным членом международного сообщества стала Армения, подписавшая соглашение о вступлении в еще в октябре 2014 г. Кроме того, в прошлом году участником этого таможенного объединения стала и Киргизия. 8-го мая в Москве были подписаны документы о вхождении Кыргызстана в состав ЕАЭС, а 12 августа государство официально присоединилось к Таможенному союзу.

Помимо действующих стран-участниц ТС существуют и так называемые кандидаты на членство.

У Узбекистана нет отдельного соглашения с ЕАЭС. Но страны-члены ЕАЭС также являются и членами СНГ.

И мы работаем с ними в рамках этого соглашения.

Поэтому он говорил: «С каждой страной – отдельное отношение».

Он был так же против вступления в ЕАЭС – из-за того, что в этой организации часть полномочий страны передается наднациональным органам.

Я не думаю, что Узбекистан в ближайшее время будет вступать в ЕАЭС, потому что, как показывает практика, и там есть внутренние противоречия между его странами-участницами.

Это не очень хороший пример для Узбекистана. Точка зрения официального

Что такое таможенный союз, его значение

Его формирование было начато в 1958 году. На данный момент в объединении состоят такие страны:

    Россия с июля 2010 г. Казахстан с июля 2010 г. Беларусь с июля 2010 г. Армения с октября 2015 г. Кыргызстан с мая 2015 г.

Озвучили желание вступить Сирия и Тунис, предложено стать участником Турции, но пока что решение о вступлении не принято.

Явно заметно, что участие в блоке, дает странам Евразийского экономического союза укрепление экономических отношений. Объединение границ государств, указанных выше стало основанием для образования рассматриваемого таможенного объединения. Границами ТС являются границы стран, которые являются членами союза.

Страны Таможенного союза: список

Ее правила являлись основой правовой деятельности организации.

А вот ходят слухи, что узбекистан вступит в еаэс уже..

Узбекистан в таможенном союзе или нет

Песенка О Слухах

Сколько слухов наши уши поражает!
Сколько сплетен разъедает, словно моль!
Ходят слухи, будто все подорожает, абсолютно,
А особенно — поваренная соль.

В. С. Высоцкий

Все подорожает или нет в случае вступления Узбекистана в ЕАЭС — это даже не вопрос. Но могу сказать абсолютно точно, что поваренная соль не подорожает! Чего-чего, а этого добра в солнечной республике хоть отбавляй!

После высыхания Арала соли там как горы!

Вниманию читателей нашего канала! В конце статьи есть небольшое объявление для желающих совершить путешествие в жемчужину востока — Узбекистан. То что осталось от Арала

А во всем остальном, конечно стоит ожидать подорожания, и что это может заметно отразится на кошельке населения республики. Наверное потому и власти ведут те переговоры, чтоб предотвратить, уменьшить эти отрицательные моменты при вступлении.

Слухом земля полнится

Сейчас много ходят слухов о вступлении Узбекистана в эту организацию.

Есть и некоторые конкретные высказывания по этому поводу российских официальных лиц. Читайте: Узбекистан — ЕАЭС: В нашем полку прибыло?!

Со стороны же Узбекистана пока нет категоричных заявлений, что страна не вступит в эту организацию. Наоборот, есть понимание, что в ином случае Узбекистан останется в окружении стран — членов ЕАЭС (при вступлении туда еще и Таджикистана), что очень серьезно осложнит выхода республики на рынки стран — членов ЕАЭС

Ташкент Сити

То что имеются двусторонние соглашения, членство в таможенном союзе или СНГ все это хорошо, но никак не облегчит ситуацию при этом, поскольку у ЕАЭС свои требования к членам организации.

Так что, хочешь не хочешь придется думать об этом и сделать выбор. И это только вопрос времени.

Если выразиться по Трамповски — Узбекистан вступит в ЕАЭС! А может и не вступит!

Несомненно, есть большие плюсы для Узбекистана при вступлении в ЕАЭС. Также имеются и свои минусы. Насколько они серьезные мы можем только гадать.

Потому и остается ждать какого-нибудь более или менее ясного заявления по этому вопросу от узбекского правительства.

Ташкент Сити

Тем временем, все чаще стали звучать уверенные высказывания от различных экспертов и чиновников, которые в теме.

Как сообщает интернет-издание BanksToday.net Вопросы вхождения республики в Евразийский экономический союз уже обсуждаются достаточно активно, но проблемные моменты все еще остаются.

В настоящее время ведутся предметные переговоры касательно вступления в ЕАЭС новой страны – Узбекистана.

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, переговорный процесс запущен, и уже ведутся секторальные консультации по поводу членства Узбекистана в ЕАЭС.

Вхождение страны в такое интеграционное объединение означает двустороннее открытие рынков, и в этом контексте Узбекистан хотел бы получить какие-то гарантии в сфере экономики. Так, у страны есть своя промышленность, в том числе и автопром (марки Daewoo и Ravon), который может пострадать от открытия границ и конкуренции с российскими производителями.

Ташкент Сити

Есть в Узбекистане и программы по поддержке производителей, и их страна хотела бы сохранить. Более того, до сих пор не проводилось исследований того, как повлияет вступление Узбекистана в ЕАЭС на экономику.

Официальные лица пока не торопятся с прогнозами – пока идут только предварительные переговоры. Однако в Москве намерены получить заявку от Узбекистана на вступление в ЕАЭСуже скоро – в текущем или следующем году.

Ждать осталось недолго?!

В общем-то, если так оно и есть на самом деле, то совсем недолго осталось ждать. Так или иначе утрясутся все вопросы.

Ташкент Сити

Не знаю кому как, но лично меня совсем не убеждает то, что узбекская сторона тянет с вопросом о вступлении только потому, что может пострадать своя промышленность, в том числе и автопром.

Не способен конкурировать на рынке? В таком случае, как говорил один мой знакомый — «геть на хер с пляжа!». То что исчезнут с рынка неконкурентоспособные производители, особенно по ценовым позициям, узбекскому потребителю вряд-ли будет их жалко.

Точно также, мне почему-то не верится тому, что вступление в ЕАЭС принесет облегчение мигрантам. Первоначально, да, возможно, поскольку снимется вопрос ежемесячной оплаты патента у этих трудяг.

Но это будет временное явление. Скоро после этого начнется резкий отток мигрантов из РФ, поскольку через какое-то короткое время российский бизнес хлынет в Узбекистан, осваивать рынок 30 — миллионной страны.

Ташкент Сити

При общении, я уже сейчас наблюдаю тенденцию среди российских предпринимателей, которые начали задумываться каким образом войти в узбекский рынок. Раньше они об этом даже думать не думали.

Одно только это оттянет определенное количество мигрантов из РФ. К тому же, в Узбекистане повсеместно началось бурное строительство невиданных до селе масштабов. И в промышленности в том числе, да и по всем другим отраслям идет оживление, и в скором времени все это порядком уменьшит безработицу.

Так что, как мне кажется, в скором времени по этому вопросу не у узбекского правительства будет болеть голова, куда девать столько трудовых ресурсов, а у российского — каким образом сохранить приток рабочей силы.

Ташкент Сити

В общем, как говорится, это мысли вслух.

Как Вы думаете, вступит Узбекистан в ЕАЭС вообще, или нет? При вступлении — улучшится ли уровень жизни в самой республике в краткосрочной перспективе?

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Узбекистан в таможенном союзе или нет

Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.

Участники Таможенного союза

Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  • Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
  • Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

  • Россия,
  • Кыргызстан,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Беларусь.

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

История создания

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.

Евразийский союз на карте

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи.

Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек.

Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Управляющие органы Евразийского экономического союза

Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.

Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.

Цели ТС и их осуществление

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.

Преимущества ТС

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза

Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

https://www.youtube.com/watch?v=vH4BIIKFzw8

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации Мытны саюз Рэспублікі Беларусь, Рэспублікі Казахстан, Кіргізскай Рэспублікі і Расійскай Федэрацыі Беларусь Республикасы, Қазақстан Республикасы, Қырғыз Республикасы және Ресей Федерациясының Кеден Одағы Белорусия, Казакстан, Кыргыз Республикасы жана Орусиянын Бажы Биримдиги Список стран Таможенного союза Официальные языки белорусский, казахский, киргизский, русский Ответственный секретарь 20 206 350 км² — Всего () — 173,302 млн человек Похожие проекты Шенгенский договор Официальный сайт Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики

Таможенный союз ЕврАзЭС

У этого термина существуют и другие значения, см.

. Страны-участницы — Главы государств — Главы правительств — Председатель Совета — Председатель Коллегии С.

Н. Румас 20 030 748 км² — Всего () — 169 315 689 чел.

8,45 чел./км² () — всего (2011) — на душу населения $2,732 трлн $16 137 (номинальный) — всего (2011) — на душу населения $2,084 трлн $12 310 Формирование — Переговоры — Единый таможенный кодекс — Единая таможенная территория 1995—2010 годы 6 июля 2010 года 1 июля 2011 года Официальный сайт Интеграция в Евразии Этапы интеграции

  1. Действует с 2012 г.
  2. Участники

Зоны свободной торговли СНГ

  1. Базовый принцип
    • Отменены экспортные и импортные пошлины
    • Отменены количественные ограничения
  2. Отменены количественные ограничения
  3. Отменены экспортные и импортные пошлины

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014. Участники Таможенного союзаСоздание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

    Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

    Россия,Кыргызстан,Казахстан,Армения,Беларусь.

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС.

Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году.

Виртуальнаятаможня таможенно-логистический портал

09.08.17 После прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева в 2016 г.

эксперты о трансформации внешнеполитического курса страны. Высказываются и предположения о расширении сотрудничества Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и более того – вступлении республики в его состав.

«Евразия.Эксперт» поговорил с заместителем директора по геокультуре и геоэкономике Средней и Центральной Азии Центра традиционных культур (Узбекистан) Бахтиёром Эргашевым.

— Внешняя политика

Список стран-участников Таможенного союза в 2020 году

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях.

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].

Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах.

Возможно Вас так же заинтересует:

Чем обернется присоединение Узбекистана к ЕАЭС? — Мир перемен

Узбекистан в таможенном союзе или нет

Узбекистан в последние годы расширяет как двустороннее сотрудничество со странами СНГ, так и взаимодействие в рамках самой организации. Активные действия Ташкента на этом направлении и раньше давали повод экспертам рассуждать о возможном возвращении страны в ОДКБ и присоединении к Евразийскому экономическому союзу.

В начале октября о том, что власти республики прорабатывают возможности участия в ЕАЭС, было объявлено официально.

Политические риски и вызовы — основные темы, которые обсуждаются в самом Узбекистане в контексте интеграции в ЕАЭС. Возрастающие экономические возможности сторон от взаимодействия в рамках Союза очевидны, однако, как указывают наблюдатели, и тут есть «подводные камни».

Кроме того, вхождение Узбекистана в ЕАЭС повлияет не только на его соседей — участников объединения. Например, Таджикистану, власти которого уже давно взвешивают плюсы и минусы присоединения к Союзу, придется, наконец, сделать окончательный выбор.

Узбекистану пора в ЕАЭС и в ОДКБ

Татьяна Панченко

Президент Узбекистана принял решение о вступлении в Евразийский экономический союз, заявила председатель Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко. Новость была озвучена в Законодательной палате Олий Мажлиса РУз, которую Матвиенко посетила в ходе своего трехдневного визита в Ташкент.

Мудрое решение

— Мы знаем, что президент Узбекистана принял решение, и сейчас прорабатывается вопрос о присоединении Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу.

Если произойдет, то, конечно, это будет огромным, огромным делом, поскольку интеграционное экономическое объединение соответствует международной мировой практике, — сказала глава Совфеда. — Поэтому это мудрое решение, принятое президентом.

Я надеюсь, процесс не затянется, и мы будем иметь возможность сотрудничать в рамках евразийской семьи.

При этом узбекские официальные лица, с которыми встречалась Матвиенко в ходе визита, судя по сообщения СМИ, тему не поддержали.

На встрече с председателем сената Олий Мажлиса Танзилой Нарбаевой говорилось о «значительном прогрессе в расширении и углублении двусторонних отношений во всех сферах — экономической, политической, гуманитарной».

В частности, «по итогам прошлого года объем товарооборота вырос на 20%, а по результатам первого полугодия текущего года – еще на 12%».

В этот же день состоялась встреча Валентины Матвиенко со спикером законодательной палаты Олий Мажлиса Нурдинжоном Исмоиловым. Как сообщает сайт Совета Федерации, в ходе беседы Матвиенко заявила о необходимости активизации межпарламентского диалога и создании законодательной базы для развития сотрудничества двух стран. О заявлении по поводу расширения ЕАЭС информации на сайте нет.

Пробный шар

Никаких факторов, которые делали бы вступление Узбекистана в ЕАЭС невозможным, нет, отметил профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев в комментарии Forbes.kz.

— Другое дело — рассматривается ли данный вопрос в Узбекистане на уровне принятия решений. На данный момент мы имеем только информацию о том, что в Узбекистане этот вопрос «прорабатывается». Причем информацию от представителя другого государства. Насколько эта информация отражает реальность, а не является неким видом «пробного шара» — вопрос открытый, — сделал он оговорку.

Каковы будут последствия такого шага, пока сказать трудно.

— Никто не видел документов, в которых бы были проведены расчеты выгод и потерь от вхождения в ЕАЭС Узбекистана ни для Узбекистана, ни для ЕАЭС в целом, ни для отдельных стран — членов ЕАЭС. Возможно, это проблема моего незнания, но на это же указывают и некоторые ведущие узбекистанские экономисты, — сказал эксперт.

— Более того, такое решение, как вхождение страны в те или иные организации сотрудничества, должно приниматься не кулуарно (на уровне исполнительной власти или ее отдельных представителей), а на основе открытой дискуссии. Иначе решение будет отражать не интересы нации, а интересы отдельных групп, что, безусловно, неприемлемо.

Особенно если в стране декларируется отход от авторитарной модели управления.

Бурнашев настаивает, что расчеты выгод и потерь для Узбекистана от вхождения в ЕАЭС должны быть опубликованы и вынесены на обсуждение, причем не только в экономической, но и в политической сфере.

— Например, насколько участие Узбекистана в ЕАЭС ограничит возможность принятия в в Узбекистане узких лоббистских решений, — уточнил эксперт.

Интуитивно понятно, что, например, вхождение в ЕАЭС существенно упростит положение в странах — членах ЕАЭС узбекистанских трудящихся-мигрантов, продолжил наш собеседник. Гораздо проще должен стать экспорт в пространство ЕАЭС узбекистанской сельхозпродукции.

— Однако это — интуитивные оценки, которые не могут лежать в основе принятия решения. Ведь всегда можно поставить вопрос — насколько это все упростится, не столкнется ли Узбекистан с практикой «исключения» отдельных групп товаров, нельзя ли добиться тех же результатов на двустороннем уровне и так далее, — уточнил он.

По мнению Бурнашева, отсутствие открытой дискуссии не позволяет четко определить сторонников и противников идеи вступления в ЕАЭС.

— Более того, если не принимать во внимание идеологически ангажированные личности, для узбекистанского экспертного сообщества характерен «взвешенный» подход: здесь нет категорических сторонников или противников ЕАЭС, отмечается, что у вступления в ЕАЭС есть как плюсы, так и минусы, как расширение возможностей, так и расширение вызовов и рисков. Необходимо открытое (как минимум — экспертное) обсуждение этого вопроса: как с точки зрения оценки рисков, так и условий вхождения в ЕАЭС (если оценка рисков покажет приемлемость участия Узбекистана в этой структуре), — повторил он.

Не только в ЕАЭС, но и в ОДКБ

У Узбекистана есть немало поводов задуматься не только над членством в ЕАЭС, но и над возвращением в ОДКБ. Такое мнение Forbes.kz высказал директор фонда «Совет политических и стратегических исследований «Китай — Евразия» Мгер Саакян.

— ЕАЭС в течение нескольких лет смог показать себя устойчивой международной организацией, с которой можно сотрудничать и надо считаться. В интеграционных процессах ЕАЭС есть и проблемы, которые связаны с тем, что экономики стран-участниц развиты неравномерно.

Конечно, темпу роста ЕАЭС мешают антироссийские санкции Запада, которые, по моему мнению, применяются еще и затем, чтобы помешать интеграционным процессам в постсоветском пространстве, так как некоторые западные политики почему-то видят в ЕАЭС воссоздание СССР, — отметил он.

— Но в общей сложности, как мы видим, даже в таких трудных условиях Россия, Казахстан, Армения, Беларусь и Кыргызстан смогли наладить сотрудничество в формате ЕАЭС, постепенно развивать экономические отношения, медленно, но продуктивно продолжать работу для формирования общего законодательства.

Все это делает сотрудничество с ЕАЭС интересным для других евразийских стран.

Доказательство этому – недавно прошедшее заседание Высшего евразийского экономического совета, где участвовали, кроме глав стран — участниц ЕАЭС, руководители Молдовы, Сингапура и Ирана.

— В Ереване ЕАЭС и Сингапур подписали соглашение о создании зоны свободной торговли, а с 27 октября начнет действовать зона свободной торговли с Ираном, — поделился новостями наш собеседник.

Экономические и политические результаты деятельности ЕАЭС дают повод другим странам задуматься над возможностью стать членом союза, считает Саакян, в особенности Узбекистану, традиционные страны-партнеры которого (Россия, Казахстан, Кыргызстан) объединились в союз.

— В ЕАЭС уже действуют и в будущем более жестко и четко будут действовать тарифы и общие законы, которые в некоторым смысле затруднят сотрудничество Узбекистана с этими странами, — предупреждает эксперт.

— Есть и вопрос Афганистана, где США не намереваются остаться навсегда, а окончательный вывод натовских войск оттуда может стать взрывоопасным и для Узбекистана. Только членство в ШОС не может обеспечить экономическую и физическую безопасность Узбекистана, как это могут сделать ЕАЭС и ОДКБ.

Здесь есть и вопрос новой супердержавы — Китая, который наращивает свою мощь и влияние в Центральной Азии.

В 2015 руководство ЕАЭС и Китай подписали соглашение об сопряжении строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути», напомнил Саакян.

— Членство Узбекистана в ЕАЭС даст ему возможность лучше защищать свои интересы в отношениях с Китаем, а также включить в повестку ЕАЭС многосторонние программы сотрудничества и с усиленных позиций представить их китайской стороне, — уверен он.

Что касается Армении, то, как считает эксперт, вступление Узбекистана в ЕАЭС несет ей сплошные выгоды.

— Я думаю, что если Узбекистан тоже станет членом ЕАЭС, то для армянских товаров и для инвестиций бизнесменов Армении и армянской диаспоры откроется рынок Узбекистана с населением 33 млн человек. В свою очередь для Узбекистана откроется огромный рынок ЕАЭС, где проживают более чем    184 млн человек.

Укрепится экономика страны, окрепнет сотрудничество с традиционными странами-партнерами. Если Узбекистан станет членом ЕАЭС, то рынок организации станет больше и интереснее для других стран, — перечислил он. — Конечно, трудно сказать, когда начнется процесс и когда Узбекистан станет членом союза.

Но если хорошо калькулировать все возможности и риски до официального вступления, то все стороны будут в выигрыше.

«Сидя за забором, конкурентоспособным не станешь»

Сам же президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев высказывался о перспективах вступления Узбекистана в ЕАЭС еще в конце июня нынешнего года и тоже на заседании сената.

Говоря о повышении конкурентоспособности узбекской продукции, он признал, что основная проблема экспорта — это найти рынок сбыта.

— 70% нашего товарооборота — с Россией и ЕАЭС, хотим мы этого или нет, — сказал тогда Шавкат Мирзиеев. — Мы далеки от дорог. У наших соседей есть выход к морю. Мы сейчас много импортируем, но каждый доллар — это наше богатство, потому что мы платим валюту. В Россию мы выходим через Казахстан, у которого свои интересы. Никто не собирается облегчать нам путь.

При вступлении в ЕАЭС, отметил президент, страна столкнется с трудностями: предприятия могут закрыться, не успев адаптироваться к требованиям союза.

— Наши соседи ушли далеко вперед. Скоро они перейдут на маркировку продукции. Мы проиграем с нашими товарами на этом рынке (без маркировки), — заявил руководитель страны. — Нам нужно найти правильный путь. Проанализировать все, десять раз отмерить и принять решение.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.