Неответ на запрос налоговой о предоставлении информации

Содержание

Ответ на требование налоговой о предоставлении документов

Неответ на запрос налоговой о предоставлении информации

Рассказываем, как правильно оформить ответ на требование ИФНС о предоставлении документов и что грозит организации, если проигнорировать просьбу налоговиков.

Почему налоговая выставляет требование о предоставлении документов?

Фискалы, проводящие мероприятия налогового надзора имеют право требовать документы как у проверяемого субъекта, так и у его контрагентов. Запросить информацию могут и у третьих лиц, которые, по мнению инспекторов, обладают необходимыми сведениями.

Таким образом, налоговики проверяют полноту и правильность начисления и уплаты налогов, отслеживают реальность и экономическую целесообразность сделок, анализируют возможность извлечения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.

Важно!

Требование составляется на бланке установленной формы (приложение № 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) и должно содержать все необходимые сведения, чтобы налогоплательщик мог четко идентифицировать, какие именно документы нужно представить и по какой причине.

Какие документы могут потребовать инспекторы

НК РФ не уточняет, какие виды документов могут требовать контролеры у налогоплательщиков. Статьи кодекса содержат лишь обтекаемые формулировки: «документы относительно конкретной сделки», «необходимые для проведения проверки документы», и т. д. Поэтому контролеры самостоятельно решают, какую именно документацию запросить в каждом отдельном случае.

Например, при камеральной проверке декларации НДС с заявленным возмещением, обычно требуют счета-фактуры и иные документы, свидетельствующие о правомерности вычетов.

При выездной проверке могут быть запрошены любые документы в пределах проверяемого периода и налога, включая регистры учета, первичную документацию (счета, договоры, накладные, банковские выписки) и пр.

Если фискалов интересуют сведения о контрагенте (встречная проверка) или определенной сделке, могут запрашивать: договор с конкретным субъектом и дополнительные соглашения к нему, счета, акты, товарные накладные, таможенные декларации, счета-фактуры и т. д.

Срок представления документов по требованию налоговой

Если компания должна представить контролерам свои документы в рамках проверки или документацию об определенной сделке – срок направления ответа 10 дн.

Передать документы с данными по контрагенту или сообщить, что таковые отсутствуют, нужно не позже, чем через 5 дн.

Обратите внимание!

Как написать ответ на требование налоговой о предоставлении документов?

Ответ на запрос контролеров составляется в произвольной форме, ведь по большому счету — это просто сопроводительное письмо к представляемой документации.

То есть в тексте ответа указывается, что налогоплательщик выполняет конкретный запрос инспекторов, а также перечисляет, какие именно документы передаются, и в каком количестве. Если в требовании ИФНС были прописаны дополнительные вопросы, то в ответ включаются пояснения по каждому из них.

Образец ответа на требование

Скачать общий бланк ответа на требование

К сопроводительному письму прикладываются запрошенная документация в виде заверенных копий. Если компания представляет документы в бумажной форме, то допускается заверение как каждой отдельной копии, так и целиком прошитой пачки однородных документов (пачек, если документации очень много). Общий объем каждой прошивки не должен превышать 150 листов. 

Наши эксперты обращают внимание, что пояснения  в налоговую могут быть направлены в бумажном или электронном виде по ТКС. Правда, есть исключение.

Речь идет о пояснениях, которые инспекторы просят представить в рамках камеральной проверки декларации по НДС. Данные пояснения направляются исключительно в электронной форме.

Решите сдать на бумаге — налоговики будут считать, что объяснения не представлены (ст. 88 НК РФ).

Клиенты 1С-WiseAdvice могут в кратчайшие сроки подготовить ответ на запрос налогового органа благодаря уникальной технологии обработки первичной документации «Процессинг». Все поступающие оригиналы документов сразу сканируются и хранятся в электронной базе данных, что многократно облегчает доступ к нужным сведениям и способствует их сохранности.

В случаях, когда налогоплательщик не располагает запрошенными документами, просит отсрочку по их подготовке или не может предоставить сведения по каким-либо причинам, в налоговый орган подается уведомление по установленной форме (приложение № 1 к приказу ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@).

Что будет, если не отправить ответ?

У законопослушного предприятия, получившего требование контролеров, есть всего 3 варианта действий:

  • сообщить, что требуемых документов у него нет;
  • представить истребованные данные;
  • попросить отсрочку.

Неисполнение запроса инспекторов карается штрафами по ст. 126 НК РФ. Положения п. 1 этой статьи распространяются на предприятия, вовремя не подавшие сведения в отношении самих себя (200 руб. за каждый несданный документ), а п. 2 применяется, если налогоплательщик не ответил на запрос ИФНС о конкретной сделке или контрагенте (10 000 руб.).

Обратите внимание!

Пункт 2 ст. 126 НК РФ никак не разграничивает ответственность налогоплательщика в зависимости от того, представил ли он документацию частично или не подал совсем. Поэтому даже неподача 1 документа из затребованного списка дает налоговикам право взыскать с виновного полную сумму штрафа.

Должностным лицам компании также может грозить административный штраф (до 500 руб.). Обычно санкции налагаются на руководителя организации.

Но, если в штате предприятия есть главбух (бухгалтер), и в его должностной инструкции четко прописано, что именно он несет ответственность за неподачу сведений налоговым органам, то штраф с высокой долей вероятности придется платить уже штатному сотруднику (решение ВС РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8).

Что будет, если запрошенных документов нет?

Итак, ответить налоговикам нужно обязательно. А что, если запрошенные документы должны быть у компании, но их нет? С высокой долей вероятности такого безответственного налогоплательщика ждет выездная проверка.

И если документация была утеряна, уничтожена до истечения установленных сроков хранения или не оформлялась совсем — компанию ждут серьезные неприятности:

  • во-первых, не получив подтверждения произведенных расходов, налоговики потребуют доплаты налогов, а также штрафов и пеней;
  • во-вторых, грубое нарушение правил учета карается санкциями по ст. 120 НК РФ и чревато привлечением к «административке» должностных лиц фирмы (ст. 15.11 КоАП РФ);
  • в-третьих, уничтожение или сокрытие документации в корыстных целях может повлечь уголовную ответственность.

Составляем ответ на требования налоговой о предоставлении пояснений

Неответ на запрос налоговой о предоставлении информации

Если по результатам проведения проверки в организацию поступило письмо из налоговой с требованием предоставления пояснений, вероятнее всего, при автоматическом контроле отчетности были выявлены ошибки.

Но учреждение не всегда обязано отвечать на запрос из ИФНС. Разъяснения необходимо направлять, если вопросы у инспектора возникли по факту проведения камеральных проверок периодической или итоговой отчетности.

Самыми распространенными неточностями, подразумевающими ответ на требование из налоговой о предоставлении пояснений, являются:

  • ошибки в налоговых декларациях — погрешности по НДС, налогу на прибыль;
  • расхождения сведений из взаимосвязанных документов и отчетов налогоплательщика;
  • несовпадение сведений, предоставленных организацией, и данных, имеющихся в ИФНС;
  • погрешности в документах и действиях по получению налоговых льгот.

Разъяснительное письмо в ответ на требование о предоставлении пояснений необходимо направлять, если расхождения выявлены в процессе проведения камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Но для налогоплательщику не повредит, если он отправит пояснительную информацию на запрос ИФНС, не связанный с камералкой.

Это поможет сформулировать четкую позицию учреждения в разрешении той или иной проблемы.

Что будет, если не направить ответ в налоговую

Если же предприятие, получившее запрос о предоставлении пояснений, проигнорирует запрос, то по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, последствием станет привлечение к административной ответственности и штрафные санкции в размере от 5000,00 (если ответ не предоставлен однократно) до 20 000,00 рублей (если это повторное нарушение).

Поредоставление подробной пояснительной информации приведет к диалогу с ИФНС и дальнейшему разрешению ситуации, тогда как неотвеченный запрос повлечет за собой серьезные разбирательства, не исключающие обращения в суд.

Как написать пояснение на запрос от ФНС

Все сроки и правила, как написать письмо в налоговую в ответ на требование об уплате налога, прописаны в НК РФ. После завершения камеральной проверки периодической или итоговой отчетности инспектор направляет в учреждение письмо в бумажном или электронном виде о выявленных расхождениях, подлежащих уточнению, разъяснению или корректировке.

Организация должна сформировать и передать пояснительный материал в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса из ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмо составляется в произвольной форме. Если налогоплательщик готовит ответ на запрос по факту камеральной налоговой проверки, то ему надлежит использовать образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений.

Ответ подают через систему электронного документооборота с обязательным использованием ЭЦП, по электронной почте, курьером либо непосредственно в инспекцию (письмо зарегистрируют в канцелярии). В доказательство своей позиции налогоплательщик формирует пакет документов со всеми необходимыми приложениями, заверенными и подписанными руководителем.

Если специалист уверен, что в поданной отчетности неточностей и расхождений нет, то по инструкции, как правильно ответить на требование ИФНС о предоставлении пояснений, в ответе необходимо указать, что в декларации или отчете за указанный период ошибок не содержится. Если ошибки все же были допущены, налогоплательщик предоставит корректировку декларации, уточняющую поданные сведения (п. 1 ст. 81 НК РФ).

При обнаружении технических помарок или неточностей, не влияющих на налогооблагаемую базу и величину исчисленного налога, в разъяснительном материале опишите сложившуюся ситуацию, отметив при этом, что верный вариант предоставлен в ответе на запрос либо в уточненной декларации.

Ответ на требование по декларации НДС

Образец ответа на запрос по декларации НДС формируется в электронном виде, если организация по законодательству должна сдавать отчет через средства электронного документооборота (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Для ответа на запрос по НДС есть специально утвержденный бланк, поэтому, на основании п. 1 ст. 129 НК РФ, налогоплательщик обязан соблюдать не только условия об электронной сдаче, но и о форме подаваемых разъяснений.

В качестве подтвердительной документации по НДС специалист подготовит копии счетов-фактур и книг покупок и продаж.

Ответ на запрос по убыткам

Правильный образец письма в ИФНС в ответ на требование о предоставлении пояснений по убыткам содержит информацию, по какой причине у налогоплательщика наблюдается превышение расходной части над доходной.

Главное, что отмечает специалист при составлении пояснения, — это экономическую эффективность и целесообразность увеличившихся издержек и приложить к ответу оправдательные документы по каждому виду произведенных расходов.

Вот так выглядит ответ в налоговую на требование о предоставлении пояснений по прибыли или убыткам:

Неответ на запрос налоговой о предоставлении информации

Неответ на запрос налоговой о предоставлении информации

В соответствии с п. 1 ст. 102 Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в названном пункте, составляют налоговую тайну.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (абз. 1 п. 2 ст. 102 Кодекса).

Необходимо отметить, что согласно гражданскому законодательству Российской Федерации основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Построение

Письма-ответ на запрос о предоставлении информации

Также в отрицательном письме должны содержаться условия, при соблюдении которых организация, сделавшая запрос, сможет все-таки получить нужные сведения. Бланк письма можно . Оформление производится:

  1. либо на фирменном бланке организации, предусмотренном для ответов на запросы;
  2. либо в свободной форме.

Фирменный бланк, как правило, уже содержит в “шапке” наименование организации, дающей ответ, ее юридический адрес, телефон руководителя и поля для простановки исходящего номера документа и даты его составления.

При свободной форме все поля придется формировать самостоятельно, а именно:

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета.

Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции. После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм.

Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения. Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е.

это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа. Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е.

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу». Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

  1. ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
  2. ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
  3. п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
  4. ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
  5. п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб.

за каждый непереданный документ. По п. 2 ст. 126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы

Составляем ответ на требования налоговой о предоставлении пояснений

Но для налогоплательщика не будет лишним, если он отправит пояснительную информацию на запрос ИФНС, не связанный с камералкой.

Это поможет сформулировать четкую позицию учреждения в разрешении той или иной проблемы. Если же предприятие, получившее требование от налоговой о предоставлении пояснений, проигнорирует данный запрос, то, согласно п.

1 ст. 129.1 НК РФ, последствием может стать привлечение к административной ответственности и штрафные санкции в размере от 5000,00 (если ответ не предоставлен однократно) до 20 000,00 рублей (если это повторное нарушение).

Помимо прочего, предоставление подробной пояснительной информации приведет к диалогу с ИФНС и дальнейшему разрешению ситуации, тогда как неотвеченный запрос может повлечь за собой серьезные разбирательства, не исключающие обращения в суд.

После завершения камеральной

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года

Кроме того, налоговые органы обладают аналогичным правом вне рамок налоговой проверки в отношении документов или информации относительно конкретной сделки ().

В действующей редакции за неисполнение обязанности по предоставлению документов (информации) или нарушение установленных сроков наступает ответственность по ().

Проблем на практике несколько, но все их можно объединить в две группы.

Первая касается выяснения вопроса о наличии правонарушения в действиях контрагента проверяемого налогоплательщика, а вторая – в квалификации нарушения и определении подлежащей применению нормы, и здесь есть некоторые нюансы.Дело в том, что (

«Неправомерное несообщение сведений налоговому органу»

) содержит оговорку: ее правила применяются при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»).

Отказ в предоставлении документов на требование налоговой

При этом в поручении указывается, при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку .

формат запроса не позволяет идентифицировать эту сделку.

При уточнении всей информации, указанной выше, обязуется предоставить информацию согласно действующему законодательству.

Вместе с тем уточняем, что с нашей стороны в адрес ООО «ГОРИЗОНТ» ИНН1651053445товарно-материальные ценности не поставлены, услуги не оказаны.

Также поясняем, что за вышеуказанный период взаимоотношений с ООО «Камаизоляция» не было, договора не заключались, товарно-материальные ценности не приобретались, не поставлялись и не реализовывались, услуги не оказаны, иные сделки не совершались.» Горизонту мы действительно ничего не поставляли, но покупали у них сырье и материалы.

Штраф за непредставление документов по требованию налоговой

126 (непредоставление в ФНС документов и сведений); ст. 129.1 (неправомерное (несвоевременное) несообщение информации налоговикам).

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе . Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую будет составлять 200 руб. за каждый неподанный документ.

Отказ предоставить налоговикам декларацию о прибыли и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), повлечет за собой взыскание штрафа в достаточно крупном размере – 100 тыс.

руб. Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Применяется эта норма при . Размер штрафа налоговой инспекции для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб., для физлиц, которые не являются ИП – 1000 руб.

Наказание по ст.

Ответ на требование налогового органа о представлении документов – вопросы и ответы

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). При этом продления срока камеральной налоговой проверки и её приостановление Налоговым кодексом не предусмотрено.

При камеральной проверке НК РФ предусмотрено несколько оснований для требования документов: — в случае применения компанией налоговых льгот (п.

6 ст. 88 НК РФ); — при желании организации вернуть НДС (п.

8 ст. 88 НК РФ); — при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ); — если решает назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю (п. 6 ст. 101 НК РФ). Никаких иных оснований для истребования документов в рамках проведения камеральной проверки не предусмотрено.

Требование о предоставлении информации

Неответ на запрос налоговой о предоставлении информации
Какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации.

Вопрос: Пришло требование из налоговой о предоставлении информации в соответствии со ст.93.1.

Наша организация занимается грузоперевозками, А сведения ФНС запрашивает за период 2014-2015гг по конкретному грузополучателю.Но у нас нет отношений с грузополучателем. Клиентом является грузоотправитель. Он производит оплату за доставку.

Как правильно написать отказ налоговой в предоставлении информации?Грузополучателей много. Отобрать все Транспортные накладные за запрашиваемый период нереально.

Ответ: Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.

1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений.

Запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией.

Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

По запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

Поэтому хотя непосредственным заказчиком проверяемый контрагент не является, но в ТТН он указан как конечный грузополучатель. Следовательно, игнорировать запрос ФНС в данной ситуации опасно, это может повлечь за собой привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Предусмотренный штраф в 5 тыс. рублей можно снизить. Для этого подайте ходатайство в инспекцию или жалобу в УФНС.

Обоснование

Какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации

Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.

1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений.

Таким образом, в ходе выезднойпроверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок.

При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией.

Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе. Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы(сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией.

Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки.

Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода.

Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г.

№ ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. № А56-14074/2010, от 6 декабря 2010 г. № А56-13035/2010).

Налоговики запутались, как будут штрафовать за непредставление документов

«О внесении изменений »

Письмо ФНС России от 06.09.17 № ЕД-4-2/17747@

Налоговики оштрафуют компанию на 5 тыс. рублей по статье 129.1 НК РФ, если она не представит документы и сведения вне рамок проверок. Такой вывод следует из письма от 06.09.17 № ЕД-4-2/17747@, которым ФНС внесла изменения в свои июньские разъяснения (письмо от 27.06.17 № ЕД-4-2/12216@).

В июне ФНС поручила инспекторам сократить количество документов, которые они запрашивают вне рамок проверки. Причина — компании стали слишком часто отменять и снижать в судах штрафы из-за большого объема бумаг.

Прежде чем сделать запросы, инспекторы должны оценить, действительно ли им нужны документы. А назначать штраф за непредставление сведений контролеры должны с учетом смягчающих обстоятельств. При этом речь в письме шла о штрафе в 10 тыс. рублей по пункту 2 статьи 126 НК РФ (письмо № ЕД-4-2/12216@).

В письме № ЕД-4-2/17747@ налоговики изменили основание для штрафа. За непредставление бумаг вне рамок проверок инспекторы должны наказывать компанию по статье 129.1 НК РФ. Как мы выяснили, ФНС прислушалась к мнению судей.

Они считают, что запросы вне рамок проверки не относятся к мероприятиям налогового контроля. А значит, применить статью 126НК РФ инспекторы не вправе (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.06.

17 № Ф03-1832/2017).

Новая позиция ФНС выгодна компаниям. Но если нарушили сроки сдачи бумаг впервые. За неоднократные нарушения штраф больше — 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Штраф в 5 тыс. рублей можно тоже снизить. Для этого подайте ходатайство в инспекцию или жалобу в УФНС. Образец письма есть в «УНП» № 27, 2017.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Ответ на запрос о предоставлении информации

Тема письма указывается на усмотрение лица, вносящего данные в журнал;

  • Далее, посередине, пишем обращение. Например, «Уважаемый, Сергей Петрович».
  • Составление главной части документа будет зависеть от вида принятого решения:

    1. При положительном ответе о предоставлении информации по запросу – номер или реквизиты письма, которое получено от заявителя, суть обращения и сама информация, в связи с необходимостью получения которой был сделан запрос;
    2. При отказе также указывается краткая суть обращения, а после – сам факт отрицательного решения и причины отказа.

    Если запрашивались документы или выписки из них, то к ответному письму могут быть приложения на нескольких листах (содержащие такие документы).

    Для получения информации в письменном виде, необходимо правильно оформить запрос

    В тоже время, НК РФ и Административный регламент Федеральной налоговой службы, утвержденный (далее — Регламент), определяют порядок обращения налогоплательщиков в налоговую службу для получения информации о налоговом законодательстве, и содержат ряд требований, несоблюдение которых, может стать причиной для отказа предоставить налогоплательщику запрашиваемую информацию. Например, той же статьей 21 НК РФ определено, что для получения бесплатной информации налогоплательщику необходимо обращаться в налоговый орган по месту своего учета.

    Аналогичное условие предоставления государственной услуги по информированию содержится и в Регламенте. Кроме того, при подготовке письменных обращений в налоговую службу, налогоплательщикам следует обратить внимание на то, что отсутствие в запросе некоторых данных заявителя, также в соответствии с Регламентом, может стать основанием для отказа по предоставлению

    Штраф за непредставление документов по требованию налоговой

    Неответ на запрос налоговой о предоставлении информации

    Сотрудники налоговой службы вправе требовать у организаций и ИП необходимые для контроля документы.

    Но бывают ситуации, когда налогоплательщики по тем или иным причинам не предоставляют запрашиваемые документы или сдают их с опозданием.

    Какова ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой при выездной или камеральной проверке? Какие штрафы грозят предпринимателям? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

    Можно ли игнорировать запросы налоговиков?

    Как правило, инспекторы запрашивают у организаций объемную информацию, которую необходимо подготовить в очень сжатые сроки.

    Игнорировать требования ФНС не стоит, так как это грозит штрафными санкциями и привлечением к налоговой и административной ответственности.

    Налоговики имеют право затребовать у проверяемой организации документы, относящиеся к конкретному проверяемому периоду и налогу.

    Ответственность налогоплательщиков

    Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой несут ИП, фирмы, их руководители и должностные лица. Отказ от предоставления запрашиваемых документов во время проверок сотрудниками ФНС является налоговым правонарушением (п. 4 ст. 93 НК РФ).

    Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой для субъектов предпринимательства определятся на основании двух статей НК РФ:

    • ст. 126 (непредоставление в ФНС документов и сведений);
    • ст. 129.1 (неправомерное (несвоевременное) несообщение информации налоговикам).

    Размеры штрафов по разным статьям НК РФ

    Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок. Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую будет составлять 200 руб.

    за каждый неподанный документ. Отказ предоставить налоговикам декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), повлечет за собой взыскание штрафа в достаточно крупном размере – 100 тыс.

    руб.

    Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Применяется эта норма при «встречных» проверках. Размер штрафа налоговой инспекции для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб., для физлиц, которые не являются ИП – 1000 руб.

    Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили сотрудникам ФНС необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию.

    В том числе норма применяется за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Нарушителям грозят штрафные санкции в размере 5000 руб.

    Если подобное нарушение повторится на протяжении одного календарного года – размер штрафа увеличится до 20 тыс. руб.

    В каких ситуациях нельзя применять штрафы по ст. 126 и 129.1 нк рф?

    • Во время проведения проверок налоговики имеют право истребовать у организации только те документы, которые относятся к проверяемому периоду и налогу. Нельзя штрафовать за непредоставление тех документов, которые ФНС не вправе требовать.

    • Представители налоговой службы не вправе повторно затребовать документы уже предоставленные им ранее. Соответственно, накладывать штрафные санкции за непредоставление в таком случае нельзя.
    • В п. 1 ст.

      126 НК РФ прописано, что штрафы накладываются только за непредоставление документов, которые упомянуты в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Если ФНС запрашивает иные документы, но организация не подала их — это не является нарушением и не может наказываться штрафом. К такому выводу приходят судебные инстанции.

    • Если организация не предоставила запрашиваемые бумаги или сведения по той причине, что их у нее нет – оштрафовать ее тоже нельзя. Во избежание проблем с налоговиками необходимо своевременно письменно сообщить в ФНС об отсутствии нужных документов.

    Ответственность при камеральной и выездной проверке

    Камеральная проверка проводится без участия налогоплательщика в соответствии со ст. 88 НК РФ. Сотрудники ФНС проверяют документацию, предоставленную им. К нарушителям применяются штрафные санкции по ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ:

    • нарушение сроков или отказ от предоставления запрашиваемой у организации или ИП документации влечет за собой штраф в размере 200 руб. за один документ;
    • если руководство компании откажется предоставить информацию о деятельности, связанной с иными субъектами (контрагентами и др.) – ей придется уплатить штраф в размере 10 тыс. руб.;
    • предоставление требуемых документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом в 10 тыс. руб.

    Не удастся избежать наказания и должностным лицам (руководителю, главному бухгалтеру, бухгалтеру, иным работникам, на которых возложена обязанность предоставлять сведения в налоговую службу).

    За отказ предоставить сотрудникам ФНС требуемые бумаги и сведения, а также подачу их в неполном объеме или искаженном виде нарушителям придется уплатить административный штраф, размер которого составит 300-500 руб.

    Основание – ст. 15.6 КоАП РФ.

    На выездной проверке представители ФНС имеют право затребовать у ИП и юридических лиц пакет документов, но из-за слишком большого объема налогоплательщики не всегда успевают своевременно их подготовить. Если документы будут сданы с задержкой или вовсе не будут предъявлены, инспекторы имеют право выписать штраф.

    Размер штрафа за непредоставление документов по требованию налоговой по п. 1 ст. 126 НК РФ может быть весьма существенным. В соответствии с ним нарушители должны уплатить по 200 руб. за каждый непредъявленный документ, а если таких документов не одна сотня, то штраф выльется в многотысячную сумму.

    Во избежание таких санкций руководству организации, или ИП необходимо попросить ФНС продлить срок для сдачи документов.

    Для этого не позднее следующего дня после получения требования следует отправить уведомление в налоговый орган с указанием причин и срока, в который налогоплательщик сможет представить документы.

    ИФНС вправе как согласиться на отсрочку, так и отказать в ней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Штрафы при выемке документов налоговой

    Выемка документов осуществляется сотрудниками ФНС в соответствии со ст. 94 НК РФ. Данная процедура проводится принудительно после отказа руководства организации добровольно выдать запрашиваемую документацию проверяющим. Изъятию подлежат только подлинники тех документов, которые относятся к предмету проверки. Иные документы изымать недопустимо.

    Если проверяемая организация отказалась предоставить запрашиваемые бумаги – ей грозят штрафные санкции по ст. 126 НК РФ (200 руб. за каждый несданный документ).

    Неповиновение должностных лиц законному распоряжению ФНС повлечет за собой административную ответственность. Виновным должностным лицам придется уплатить штраф от 2000 до 4000 руб., физлицам – от 500 до 1000 руб. Основание – ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.