+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основной конфликт в романе преступление и наказание

Содержание

Конфликт человека и общества преступление наказание

Основной конфликт в романе преступление и наказание

Ведь что представляет собой существование несчастных людей, подобных Соне Мармеладовой, семье Родиона, если не медленную смерть? Раскольников, проснувшись, ужасается прежде всего не сцене убийства лошади, а задуманному им плану. Природа Родиона бунтует.

Однако в его сознании продолжает жить этот замысел. И стремление воплотить его в жизнь только усиливается от тяжелого впечатления, которое на героя оказывает история семьи Мармеладовых.

Раскольников наблюдает гибель семьи, дошедшее до крайней степени унижение Сони, которая вынуждена торговать телом для того, чтобы прокормить брата и сестер.

После этого смутные представления Родиона о том, что процентщицу необходимо убить, превращаются в развернутую теорию об избранных и безропотно подчиняющихся. Раскольников решается осуществить задуманное Себя Раскольников относит к «избранным» и жаждет доказать это самому себе и окружающим.

Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?

Однако именно тогда он узнает еще об одной несправедливости — бедственном положении своей матери, а также о готовности сестры стать жертвой — выйти за нелюбимого замуж. Родиона пугает такое будущее Дуни, напоминающее во многом судьбу Сони.
Он не может допустить этого для своей сестры и поэтому принимает решение осуществить задуманное.

Пагубные последствия злодеяния Проблематика романа «Преступление и наказание» становится еще более глубокой после совершения Родионом преступления.
Ведь, убив старуху, Раскольников вынужден лишить жизни и Лизавету, существо ни в чем не повинное. Таким образом, одним убийством не обходится — оно влечет за собой другое.

В этой мысли заключается одна из самых важных идей Достоевского.

Сюжет и конфликт в романе ф.м.достоевского «преступление и наказание»

Внимание Свое непосредственное психологическое выражение этот компромисс нашел в обостренной гордости Раскольникова, а свое содержательное идеологическое воплощение – в его «теории» двух разрядов людей.

Такова была психологическая почва, на которой могла «приняться» идея преступления: гордость обещала обеспечить психологическую выносимость преступления, «теория» – его этическую оправданность, а осуществление преступления, в свою очередь, выглядело как доказательство правильности «теории» и удостоверение сверхчеловеческого (54; 59) «права» ее автора, его принадлежности к высшему разряду людей.
И уже в другом, более заземленном, плане преступление казалось разрешающим как внешние, материальные затруднения, так и связанные с ними внутренние проблемы, в первую очередь – нежелание принимать жертву Дунечки, согласившейся ради брата на брак с Лужиным.

Аргумент преступление и наказание человек общество

Раскрывая историю совершенного Раскольниковым преступления и последующего за ним наказания, Достоевский касается некоторых общих особенностей духовной и общественной жизни, моральных и нравственных проблем, которые стоят перед человечеством. Роль снов в произведении Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью.

Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем.

Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства.

Основной конфликт «преступления и наказания»

Итоговое сочинение по направлению «цели и средства» Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.

  • В рассказе Бунина «Человек из Сан-Франциско» герой намеренно отчуждается от общества, ведь высокомерие не позволяет ему быть с окружающими на одной волне. Казалось, такое расслоение социума естественно, богатые и бедные не найдут общий язык, но автор в символичном названии судна («Атлантида») намекает, что такой «естественный» уклад жизни ведет нас всех к катастрофе.

Соня мармеладова и родион раскольников в романе «преступление и наказание» Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично.

One more step

Внутриличностный конфликт Раскольникова «Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством» (64, с.684) , нараставшее в Раскольникове задолго до преступления, – вот главный внутренний корень его преступления и одновременно общая жизненная проблема, стоявшая перед ним.

На первых страницах «Преступления и наказания» мы застаем уже далеко зашедший процесс «изоляции героя, разрыва всех связей общения, объединявших его с другими людьми: Раскольников «бежал всякого общества», у него выработалась «привычка к монологам», «с прежними товарищами своими теперь он вообще не любил встречаться». Хотя в нем изредка еще ощущается «какая-то жажда людей», однако, едва дело доходит до реального контакта, Раскольников испытывает «неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности».

Человек и общество преступление и наказание

Достоевский как писатель постоянно ищет ответы на глобальные человеческие проблемы, прежде всего он устремляет взгляд в душу человека, пытаясь понять и объяснить происходящее в ней. Его герой углублен в самого себя, мучительно пытается найти выход к другой жизни.

Важно Этот выход искал и сам писатель. Противостояние, изображенное в романе, стало удивительно актуально в ХХ веке. Достоевский как бы заставляет читателя задуматься над тем, что может сделать теория с человеком.

ХХ век показал, что люди, подвластные социальной теории, могут быть бесчеловечны. В этом смысле мы можем утверждать, что конфликт «Преступления и наказания» — общечеловеческий. Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.

н. Мазневой О.А. (см.

Внутриличностный конфликт раскольникова

Роман Достоевского «Преступление и наказание», проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы.

Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе «Преступление и наказание». Проблематика этого произведения заставляет о многом задуматься.

Удивительной глубиной раскрытия конфликтов и человеческих характеров поражает этот роман. В нем Ф. М. Достоевский описал возвышенные идеи и стремления. Все это и по сей день волнует множество читателей.

  • В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения.Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому.Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям.Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей.

Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома.

На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова. Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее.

Раскольников вновь обретает смысл жизни. Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм. Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни.

Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества. Беру! 58993 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Основной конфликт в романе преступление и наказание

Основной конфликт в романе преступление и наказание

Может быть, он не решился бы все-таки на осуществление своего жестокого плана. Однако именно тогда он узнает еще об одной несправедливости — бедственном положении своей матери, а также о готовности сестры стать жертвой — выйти за нелюбимого замуж.

Родиона пугает такое будущее Дуни, напоминающее во многом судьбу Сони.

Он не может допустить этого для своей сестры и поэтому принимает решение осуществить задуманное.

Пагубные последствия злодеяния Проблематика романа «Преступление и наказание» становится еще более глубокой после совершения Родионом преступления. Ведь, убив старуху, Раскольников вынужден лишить жизни и Лизавету, существо ни в чем не повинное.

Таким образом, одним убийством не обходится — оно влечет за собой другое.

В этой мысли заключается одна из самых важных идей Достоевского.

Внимание Свое непосредственное психологическое выражение этот компромисс нашел в обостренной

Сюжет и конфликт в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

На его пыльных улицах, в его квартирах, похожих на гроб или шкаф, рождается теория главного героя.

Писатель показывает, что его преступление подготовлено состоянием, когда «человеку некуда пойти». Все окружающее как бы подталкивает Раскольникова к убийству. Герой пытается доказать, прежде всего самому себе, что он личность, а значит, «право имеет», поэтому и решается на проверку себя и теории: жизнь ничтожной старушонки значит не более, чем жизнь любого ничтожного существа.

Но рассудочная теория терпит крах, так как жертвами Раскольникова становятся и Лизавета, и Миколка, и даже его семья. Одно преступление влечет за собой другие. Однако не так прост конфликт в душе героя: он прежде всего мучается от того, что, по его теории, оказался недостаточно силен, не выдержал проверки, следовательно он — не сильная личность.

Какой конфликт является основным в романе преступление и наказание

Спустя некоторое время Достоевский стал настоящей звездой на литературном небосклоне Петербурга.

Роман «Бедные люди» сразу же показался критикам удивительным; они отмечали нетипичность формы произведения. Форма и правда необыкновенна: во-первых, это эпистолярный роман, а во-вторых, произведение сказовое, так как все повествование ведется от лица человека из народа. Автор мастерски воспроизводит разговорную речь, на первый план выходит человек недворянского происхождения.

При этом автор, как посредник, исчезает, и получается, что читатель видит все происходящее глазами человека из народа. Это дает новый, неожиданный и очень сильный эффект.

Маленькие люди у Достоевского обладают очень высокой степенью самосознания, они способны рассказать о своей жизни, осмыслить ее. Например, в «Преступлении и наказании» читатель видит Мармеладова, который не только рассказывает о своей жизни, но и анализирует ее.

Сюжет и композиция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

встреча с «двойником» Лужиным.

Теория, введенная в стиль жизни, отталкивает героя.

В) смерть Мармеладова, первая встреча с Соней.

Г) второй сон (избиение квартирной хозяйки Раскольникова) — отражение душевного состояния героя, чувства отгороженности от людей. 4. Третья часть — встречи и разговоры, подтверждения и опровержения теории.

Трещина в теории: душа не выдерживает. 5. Четвертая часть — встречи и разговоры, опровергающие теорию героя А) Свидригайлов и его отношение к жизни Б) Лужин — хозяин жизни, В) Встреча с Соней : близость судеб и разность мировоззрений, «Воскресение Лазаря», судьба Сони — противоречие в теории.

1) определите основной конфликт романа Ф.М.

достоевского преступление и наказание

5 лет 11.

В кого влюбился Базаров А. Анна Сергеевна Б. Фенечка В. Ни в кого 12. После «несчастной любви» Базаров А.

Сломился, ничем не занимался Б.

Понятие дворянской чести Б. Несовпадения взглядов В. Личное оскорбление 16. Что стало с Анной Сергеевной Одинцовой (эпилог романа) А.

Вышла замуж Б. Продолжает жить прежней жизнью В. Умирает 17. Что стало с Николаем Петровичем (эпилог романа) А.

Женится Б. Уезжает за границу В.

Продолжает прежнюю жизнь 18.Закончи высказывания Базарова: А. «Природа не храм, а .?.» Б. «Нравится тебе женщина – старайся .?.» 19.У кого отец – известный красавец, аферист, мать — из обедневшего рода князей? А.

Словесник

играет в сюжете романа роль экспозиции.

Автор знакомит читателей с главным героем, обрисовывает обстановку действия, выводит на сцену основных персонажей (за исключением следователя Порфирия Петровича, который появляется на стадии развития действия). Идея убийства давно вынашивалась главным героем, но непосредственная подготовка к преступлению, показанная в романе, занимает около двух дней.

Основу этой части сюжета составляют не столько «внешние» события, сколько то, что происходит в душе Раскольникова, внутренние колебания, которые испытывает герой перед убийством. Завязка действия — преступление Раскольникова (ч. 1, гл. 7). На этом этапе сюжета действие длится один день.

Происходит ряд событий, которые дают толчок основному действию романа: Раскольников убивает старуху процентщицу и ее сестру, прячется в пустой квартире, затем благополучно возвращается домой и кладет на место орудие убийства — топор.

Жанровое своеобразие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Что руководит человеком, почему тот или иной способен на греховные поступки, что происходит с человеком, преступившим черту? Атмосфера романа — мир униженных и оскорбленных, где нет счастливых, нет непадших.

В этом мире сочетается реальность и фантастика, поэтому особое место в романе занимают , которые не так, как в традиционном романе предсказывают судьбу героя.

Нет, сны главного героя отражают состояние его психики, его души после убийства старухи, проецируют действительность (сон об убийстве лошади), аккумулируют философскую теорию героя ( последний сон Родиона).

Каждый герой поставлен в ситуацию выбора.

Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперед, идти, не думая о последствиях, идти только для того, чтобы узнать, на что он способен, чтобы спасти другого или себя, чтобы себя погубить. Полифоническое решение образной системы Еще одной жанровой особенностью таких романов является полифония, многоголосие.

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

Жанровая многоплановость, безусловно, определяет и сюжетно-композиционную структуру произведения. Попробуем рассмотреть ее более подробно. В романе шесть частей и эпилог.

Причем каждая из частей обрывается на интересном месте (фельетонный прием). Переход же от одной части к другой, как правило происходит в романе через сон, обморок или бред.

Так, первая часть заканчивается тем, что Раскольников впадает в состояние забытья. В начале второй части – он пробуждается.

В финале ее он падает в обморок при встрече с матерью и сестрой. В начале третьей части Раскольников приходит в сознание.

В конце третьей части герой видит сон, где вновь пытается убить старуху-процентщицу.

Сюжет и конфликт в романе ф м достоевского

Вот собственно и весь сюжет.

• Формально по сюжету конфликт возникает между героем-убийцей и следователем.

Так собственно и бывает в детективах.

Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы писал просто детективный роман. Сюжет нужен ему лишь для того, чтобы вскрыть психологию человека.

• Конфликт в обыкновенном детективе сводится к конфликту между преступлением и законом, между преступником и следствием.

Конфликт «Преступления и наказания» прежде всего в душе Раскольникова. Это конфликт между бесчеловечной теорией и душой.

Презентация на тему «Сюжет и конфликт в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

На каторге к нему приходит подлинное раскаяние.

Вот собственно и весь сюжет. Слайд 3 Формальнопо сюжету конфликт возникает между героем-убийцей и следователем. Так собственно и бывает в детективах. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы писал просто детективный роман.

Сюжет нужен ему лишь для того, чтобы вскрыть психологию человека.

Слайд 4 Конфликт в обыкновенном детективе сводится к конфликту между преступлением и законом, между преступником и следствием. Конфликт «Преступления и наказания»прежде всего в душе Раскольникова.

Это конфликт между бесчеловечной теорией и душой.

Слайд 5 Конфликт подготовлен всем существованием в душном городе — Петербурге.

На его пыльных улицах, в его квартирах, похожих на гроб или шкаф, рождается теория Раскольникова. Писатель показывает, что преступление героя подготовлено состоянием, когда «человеку некуда пойти».

Укажите основной конфликт в романе преступление и наказание

Его герой углублен в самого себя, мучительно пытается найти выход к другой жизни.ХХ век показал, что люди, подвластные социальной теории, могут быть бесчеловечны. В этом смысле мы можем утверждать, что конфликт «Преступления и наказания» — общечеловеческий.

Важно

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см.

Конфликт в романе преступление и наказание

Внимание

Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.Выключение себя из духовной жизни означает преступление законов существования — такова проблематика романа «Преступление и наказание». С Родионом Раскольниковым происходит именно это.

Социальный конфликт в романе преступление и наказание

Раскольников решается осуществить задуманное Себя Раскольников относит к «избранным» и жаждет доказать это самому себе и окружающим.

Главный конфликт в романе преступление и наказание

По ходу романа Раскольников общается с Порфирием Петровичем, представляющим идеи земной справедливости, возмездия, но не правды.

Главный герой романа «Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его…”

Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство.
Родион Романович хочет на себе проверить, «тварь ли он дрожащая или право имеет…”.

«право имеет», поэтому и решается на проверку себя и теории: жизнь ничтожной старушонки значит не более, чем жизнь любого ничтожного существа.

Но рассудочная теория терпит крах, так как жертвами Раскольникова становятся и Лизавета, и Миколка, и даже его семья. Одно преступление влечет за собой другие. Однако не так прост конфликт в душе героя: он прежде всего мучается от того, что, по его теории, оказался недостаточно силен, не выдержал проверки, следовательно он — не сильная личность.

Но постепенно герой осознает трагическое несоответствие между целью и средствами ее достижения.

Даже публичное покаяние на площади не дает искупления, так как не искренно.

Писатель показывает, что истинное искупление наступает лишь после страданий человека.

Именно страданиями искупает человек грех.

Основной конфликт в романе преступление и наказание сочинение

Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление?

Раскольников оказывается в тупике, но Достоевский находит выход из положения, а помогает ему в этом статейка, сложившая до этого уликой дотошному Порфирию Петровичу.

И вот это газетная заметка превратилась в залог громадного литературного таланта героя, которым бредит его мать.

Это утверждает и Свидригайлов: “ Большой шельмой может быть, когда вздор повылетит”, и чиновник Порох, оригинально замечающий, что многие писатели в начале совершают экстравагантные поступки.

Основной конфликт в романе преступление и наказание кратко

В центре романа «Преступление и наказание» находится теория Раскольникова и спор автора с нею. На страницах романа читатель видит все этапы мучений, которые эта теория дает самому Раскольникову.

В этой теории есть множество разных сторон: она формируется в условиях нищеты, замкнутости и направлена на освобождение людей от этих неравных социальных условий.

Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания»

Многие детали в произведениях Достоевского говорят о преемственности традиций Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Достоевский высоко ценил творчество своих великих предшественников, следовал им в изображении жизни «маленького человека» крупным планом и с большой долей сострадания.

Но, несмотря на это, уже в первом романе Достоевского «Бедные люди» видно, что автор во многом новатор и его проза сильно отличается от пушкинской и гоголевской.

В 1845 году, когда Достоевский окончательно переписал роман, он прочитал его Д. В. Григоровичу, который сразу же передал рукопись Н.
А. Некрасову, а тот, в свою очередь, передал «Бедных людей» В. Г.

Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!».

Путь Родиона Раскольникова Родион Раскольников, герой Достоевского, который не хочет вести жалкое существование среди так называемых «тварей дрожащих», не способных ничего изменить в мире, пытается себя приписать к разряду наполеонов, которым все дозволено, которые презирают действующие законы и могут устанавливать свои.

Однако этот путь оказывается не таким простым.

Оставляя в стороне подробный анализ психологического перехода «идеи» в «дело» (фазы этого перехода: от абстрактной «теории» к «мечте», потом к конкретно планируемому «предприятию», далее – к «пробе» и, наконец, к реальному совершению преступления), заметим только, что этот процесс сопровождался мучительной нравственной борьбой героя со своей «проклятой мечтой».

История создания романа «Преступление и наказание»

Основной конфликт в романе преступление и наказание

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание».

Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения.

Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения.

Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман».

Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности.

 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ.

Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении.

В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете.

Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления».

Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление.

Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги.

Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль.

Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость.

Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок».

Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М.

 Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет.

Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого.

Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I.

 Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья.

Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека».

Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя.

Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа.

Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого.

В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман.

Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом.

В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов.

В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

#ADVERTISING_INSERT#

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.